Специфика содержания ВПР по направлению «Олигофренопедагогика»

В соответствии с современными представлениями о сущности и специфике трудовой функции олигофренопедагога выполняемая слушателями ВПР должна быть ориентирована на практическое решение одного из частных вопросов организации деятельности обучающихся с ЗПР, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Первая, теоретическая часть работы, будет представлять собой, в большинстве случаев, краткий аналитический обзор актуальных научно-методических идей, подходов, в которых находят развитие ведущие идеи отечественной дефектологической науки, авторитетных зарубежных исследователей проблем развития, обучения и воспитания лиц с ментальными нарушениями. Отбор, систематизация, сравнительный анализ научных идей осуществляются в полном соответствии с пониманием исследуемого предмета, определяемого темой ВПР. 

Вторая часть работы в зависимости от ее замысла, цели, решаемых задач может иметь разную структуру и содержание. Часть работ выполняется на материале осуществленной психолого-педагогической диагностики особенностей развития лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости с учетом возраста и индивидуальных особенностей. В этом случае в первом параграфе обосновывается выбор методик для диагностики, дается характеристика ее процедур, а также осуществляется анализ и оценка полученных результатов (может быть оформлена в виде педагогического заключения или краткой психолого-педагогической характеристики). В некоторых работах в соответствии с поставленной целью осуществляется выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей интеллектуального развития, социально-коммуникативных ограничений у лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.

На основе полученных фактологических данных, их анализа и интерпретации слушатель планирует, а затем осуществляет конкретный вид практической деятельности олигофренопедагога с последующей оценкой его эффективности (результативности). Это может быть:

· разработка и проведение системы уроков (занятий) в рамках конкретной предметной области или на межпредметной основе;

· разработка и апробация системы специальных групповых или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с целью развития познавательной активности, преодолению познавательных нарушений;

· разработка подходов к использованию педагогических технологий сопровождения обучающихся с различными формами умственной отсталости, имеющими инвалидность, в системе комплексной социальной реабилитации;

· разработка и проведение системы внеурочных мероприятий коррекционно-развивающей направленности;

· планирование и организация различных видов самостоятельной деятельности обучающихся с ЗПР, различными формами умственной отсталости;

· корректировка организации, содержания и/или технологий образовательного процесса с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования;

· консультирование родителей (законных представителей) и членов семей лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи;

· консультирование педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости;

· подбор и реализация мер по профилактике трудностей в развитии и социальной адаптации лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости;

· использование технологии инклюзивного образования обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости и их сверстников;

· осуществление пропаганды толерантного отношения к лицам с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, их семьям через развитие разных видов и форм взаимодействия с другими специалистами (в том числе на межведомственной основе), со средствами массовой информации, общественными организациями и др.

Весьма актуальной для ВПР будущего олигофренопедагога может стать тема и обусловленное ей содержание, связанные с организацией специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, различными формами умственной отсталости. Актуальны и практически значимы в свете требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью теоретико-практические работы, связанные с разработкой проблемы развития жизненной компетенции этой группы обучающихся.

Рассмотрение актуальных аспектов социализации обучающихся с ЗПР, различными формами умственной отсталости побуждает исследовать специальные проблемы обеспечения формирования детского коллектива, сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе здоровыми детьми.

Заключительным параграфом второй части ВПР могут стать рекомендации к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости; рекомендации к дополнительному обследованию этой группы обучающихся специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: