Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ?
СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ?
ВЫПУСКНЫХ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
Методические рекомендации для слушателей факультета переподготовки по направлениям «Логопедия»,«Олигофренопедагогика»,
Составители:
Нижний Новгород
2018 г.
Содержание
1. Общие положения……………………………………………………………..3
2. Требования к содержанию и структуре ВПР………………………………4
2.1 Общие требования ………………………………………………………...4
2.2 Специфика содержания ВПР по направлению «Логопедия»…………..8
2.3 Специфика содержания ВПР по направлению
«Олигофренопедагогика» ………………………………………………….…10
3. Требования к оформлению ВПР ….…………………………………….…13
3.1 Основные требования к оформлению и объему ВПР ………………...13
|
|
3.2 Порядок оформления списка использованных источников ….………15
3.3 Порядок оформления ссылок на авторов и литературу в тексте.……16
3.4 Оформление таблиц и рисунков ……………………………….………..17
4. Защита ВПР, критерии ее оценивания …………………………………….21
Приложение 1. Образец оформления титульного листа ВПР
Приложение 2. Образец оформления содержания ВПР
Общие положения
Выпускная проектная работа (далее – ВПР) является самостоятельным практико-ориентированным исследованием в проблемно-предметной области соответствующего профильного направления профессиональной переподготовки.
ВПР отражает способность слушателя к систематизации, обобщению и углублению знаний, приобретенных в процессе освоения профессионально-образовательной программы, готовность использовать эти знания при решении конкретных задач исследовательского и практического характера. Выполнение ВПР предполагает достаточный уровень владения логикой и методами прикладного исследования, а также умение связывать теорию с практикой.
Выпускная работа выполняется на тему, которая кратко и конкретно отражает предмет и содержание исследования. При этом предмет и содержание выпускной работы должны соответствовать направлению профессиональной переподготовки, а также отражать актуальную проблематику теоретико-практической работы по данному направлению.
Темы выпускных работ разрабатываются кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии с учетом видов и задач профессиональной деятельности учителя-логопеда и олигофренопедагога, осуществляющих свою деятельность на разных уровнях образовательной системы, в разных видах и типах образовательных организаций.
|
|
Слушатель имеет право выбора темы из рекомендованного перечня в соответствии со своим направлением профессиональной переподготовки, а также личными интересами и предпочтениями. Слушатель имеет право предложить свою тему выпускной работы вместе с обоснованием ее актуальности при условии соответствия темы направлению программы и при наличии потенциальных возможностей ее успешного выполнения.
Выпускная работа выполняется слушателем полностью самостоятельно. Кафедра назначает из числа преподавателей индивидуальных консультантов, которые по запросу слушателей помогают разрешать возникающие у них при выполнении ВПР принципиальные вопросы.
Требования к содержанию и структуре ВПР
Общие требования
Выпускная проектная работа представляет собой законченную разработку актуальной и практически значимой проблемы в области соответствующего профильного направления профессиональной переподготовки. В соответствии с выбранной тематикой автором в работе представляется, как правило, содержание и технологии разрешения проблемы не только в теоретическом, но и в практическом (опытно-конструктивном, прикладном) плане.
В содержательном отношении выпускная проектная работа должна удовлетворять следующим требованиям:
· основываться на теоретической базе, соответствующей современному состоянию дефектологической науки и смежных с ней областей знания и практики;
· опираться на обоснованный фактологический материал, полученный как в ходе изучения и анализа нормативно-правовых источников, научно-методических работ, так и в процессе проведения собственного диагностического исследования;
· иметь преимущественно аналитический, а не описательный характер;
· показывать пути и способы решения обозначенных коррекционно-образовательных задач в работе с конкретной возрастной и нозологической группой;
· предлагать рекомендации по оптимизации процессов обучения, социализации, социально-личностного развития и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Изложение материала в выпускной работе должно быть грамотным, логичным и последовательным. В тексте выпускной квалификационной работы должны быть четко выделены законченные по смыслу и логически соподчиненные части: введение, две содержательные части, заключение, список использованных источников, приложение (при необходимости).
Во введении кратко должны быть изложены:
· обоснование актуальности выбранной темы;
· определение цели и задач выполняемой работы;
· обозначение группы методов исследования, а также использованных диагностических методик;
· описание структуры работы.
Актуальность темы выпускной проектной работы – объяснение того, почему к данной теме необходимо обратиться, каковы научная и практическая необходимость ее изучения.
Цель работы – основной предполагаемый результат, формулировка желаемого конечного итога работы. При постановке цели можно использовать такие слова (и словосочетания), как «выявить и обосновать…», «разработать…», «апробировать…», «изучить возможности…», «доказать эффективность…» и т.п.
Для достижения цели ВПР необходимо решение задач – более частных конкретизированных целей деятельности в определенных условиях. Задачи работы указываются последовательно, в соответствии с планом (части и параграфы) ВПР. Обычно количество задач соответствует количеству параграфов в работе (4-5). Задачи могут быть теоретические, опытно-экспериментальные, методические.
Выбор методов (методик) исследования определяется спецификой замысла работы, зависит от его цели. В работах научно-практического характера обычно используются следующие общенаучные и специальные методы: научный анализ, синтез, интерпретация; наблюдение; опросы (анкетирование, интервьюирование); изучение и обобщение педагогического опыта; анализ продуктов деятельности учащихся; экспертная оценка и др. Для проведения запланированного обследования группы обучающихся привлекают современный диагностический инструментарий, включающий: диагностические беседы, тесты, апробированные авторские методики.
|
|
Первая содержательная часть проектной работы представляет собой краткий аналитический обзор научных концепций, идей, подходов, передовых практик, непосредственно связанных с предметом изучения в соответствии с выбранной темой. Материалы этой части представляют собой научную базу для собственного исследования, определяющего ценность всей работы.
Логика представления материалов в первой теоретической части – от общего к частному. Имея в виду незначительный рекомендованный объем этой части, проводить научно-исторический анализ идей нецелесообразно. Важно представить актуальное состояние основных содержательных вопросов, обратить внимание на традиционные и инновационные подходы к их решению.
Желательно поделить текст теоретической части на 2-3 параграфа, каждый из которых должен иметь относительно законченный характер, т.е. завершаться обобщающим абзацем. Изложение материала в параграфах должно быть последовательным, не рекомендуется многократное возвращение к одной и той же мысли в разных параграфах. Каждая часть и параграф в тексте работы обозначаются цифрой и заголовком. Заголовки частей и параграфов вточности воспроизводятся в оглавлении.
При изложении материалов теоретической части необходимо правильно оформить используемые в работе заимствованные положения, факты, фрагменты из документов и т.д.: дословные цитаты заключаются в кавычки с непременной ссылкой на источник; заимствования, близкие к тексту автора, а также оригинальные точки зрения, спорная информация должны быть оформлены ссылками на источники.
|
|
Абсолютно недопустимой является компиляция (написание работы на основе чужих исследований, то есть «списывание») чужих мнений, которая рассматривается как грубое нарушение научной этики.
Теоретическая часть завершается краткими выводами – итоговыми тезисами, в которых суммируются результаты осуществленного анализа научно-методических идей.
Практическая часть ВПР логически развивает выбранную тему, поэтому должна быть тесно связана с теоретической главой. В большинстве случаев в первом параграфе второй части работы дается характеристика программы исследовательской деятельности (цель, этапы, организационные условия, методики). Далее представляются основные полученные результаты, осуществляется их количественный и качественный анализ. В ходе анализа необходимо не просто констатировать факты, но и оценивать их с точки зрения критериев сформированности, классифицировать и обобщать полученный материал. Для целесообразного наглядного представления всех материалов в этой части работы используются таблицы и иллюстрации (графики, гистограммы, диаграммы), отображающие результаты исследования. Все таблицы и иллюстрации должны иметь название и порядковый номер. На таблицы и иллюстрации необходимо дать указание в тексте работы, например: «Как иллюстрируют данные Таблицы1…».
Второй параграф практической части работы содержит описание системы / методики коррекционно-образовательной работы, направленной на решение поставленных задач. Наконец, третий параграф практической части дает представление о том, насколько эффективной оказалась предложенная система коррекционно-образовательной работы. Для подтверждения ее эффективности (оценки общей результативности, инновационного потенциала и т.д.) автор работы осуществляет повторные диагностические процедуры, анализирует и интерпретирует полученные результаты.
Иногда содержание второй части работы может быть посвящено описанию и обобщению передового опыта профессиональной деятельности специалистов конкретного учреждения, его оценке, анализу использования традиционных и инновационных методик и технологий и разработке условий их практического использования и т.д. В этих случаях автор работы самостоятельно определяет целесообразную структуру второй ее части.
Во всех случаях практическая часть также завершается краткими, но емкими выводами.
Заключение содержит обобщенные выводы и практические рекомендации, намеченную перспективу дальнейшей проработки темы. В заключении не должно быть цитат и перечислений разных точек зрения. Выводы можно давать в виде отдельных абзацев с нумерацией или без нее.
Список использованных источников должен включать в себя научные, методические, практические и другие источники, материалы из которых использовались при написании ВПР. К ним относятся научные монографии (авторские или коллективные), методические сборники, статьи из журналов, а также другие материалы, интернет-ресурсы и электронные ресурсы.
В конце оформленной работы помещается приложение. Обычно это материалы методики обследования, некоторые иллюстративные материалы, практические материалы коррекционного обучения (конспекты занятий, дидактический материал и др.) и т.п.
Специфика содержания ВПР по направлению «Логопедия»
Название первой части должно отражать теоретические аспекты изучения проблемы, обозначенной в теме работы. Каждый параграф этой части должен иметь заголовок, отражающий его тему и содержание, но не дублирующий название работы. Теоретический анализ предполагает полное и систематизированное изложение состояния вопроса, которому посвящена данная работа. Обзор источников и литературы по теме должен быть по возможности полным. Взгляды наиболее видных ученых на данную проблему должны быть проанализированы и сопоставлены.
В зависимости от темы работы, предметом анализа могут быть следующие аспекты:
1) клинико-психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями;
2) структура речевых нарушений (специфика нарушений речи у разных категорий детей с ОВЗ);
3) закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения;
4) специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи;
5) оказание логопедической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;
6) современные требования к организации и осуществлению логопедической помощи, коррекционно-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.
Так же в первой части целесообразно провести анализ диагностических и коррекционных методик по выбранной теме.
Обзор литературы заканчивается формулировкой основных выводов, содержание которых должно сводиться к тому, что исследуемая проблема нуждается в более детальной проработке и глубоком изучении той или иной стороны речевого развития. Такая структура текста позволяет сделать логичный переход от обзорной к экспериментальной части работы.
Вторая часть работывключает описание практической деятельности студента в рамках обозначенной темы.
В первом параграфе второй частипредлагается представить программу диагностического исследования, в которой четко должны быть сформулированы:
· задачи диагностического исследования;
· этапы исследования (если таковые присутствуют);
· время проведения, база;
· контингент обследуемых детей: имя ребенка, возраст, логопедическое заключение, при необходимости, сопутствующие нарушения(например, состояние психомоторного развития);
· перечень использованных методик обследования(подробное описание методик представляется в приложении, в самой же части указывается название методики, задачи и параметры оценивания);
· результаты обследования, в том числе отрицательные, их интерпретация и анализ.
Заканчивается параграф формулировкой выводов, содержание которых отражает обобщенные результаты проведенного обследования и предположение относительно коррекции выявленных нарушений.
Во втором параграфе второй части предлагается представить содержание мероприятий, направленных на коррекцию выявленных нарушений:
· разработанную (подобранную) программу;
· современные логопедические технологии (в том числе ИКТ, технологии инклюзивного образования и др.);
· традиционные методики и технологии логопедической помощи;
· систему (комплекс)коррекционных занятий;
· систему приемов, речевых и дидактических упражнений, игр; речевой и дидактический материал;
· специальные условия, необходимые для обучения, воспитания лиц с речевыми нарушениями (в том числе в условиях инклюзивного образования);
· рекомендации к разработке индивидуальной программы (индивидуального образовательного маршрута) для ребенка с ТНР;
· рекомендации к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации и (или) реализации логопедической помощи лицам с нарушениями речи;
· рекомендации по профилактике нарушений речи;
· и др. мероприятия, реализуемые в экспериментальной работе.
Картинный материал, конспекты коррекционных занятий, описание игр, упражнений должны быть вынесены в приложение.
Втретьем параграфе практической части должны быть представлены результаты диагностического исследования (программа обследования та же, что в начале работы). Полученные данные анализируются и сравниваются с результатами первичной диагностики. На основании полученных данных подтверждаются либо опровергаются предположения об эффективности проведенных коррекционных мероприятий.
Выводы по практической части должны содержать оценку соответствия результатов работы поставленным целям и задачам исследования и целесообразности предложенных коррекционных мероприятий.