Приемы воспитания культурно-гигиенических навыков

Рекомендации

Студентам для проведения режимных процессов

1. Тепло обращаться с детьми. Стремиться установить с детьми доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, неудачам.

2. Поощрять самостоятельность детей, в выполнении режимных процессов, процедур; учитывая их индивидуальные особенности (предпочтения той или иной пище, привычки, темперамент и др.).

3. Чутко реагировать на инициативу детей в общении, учитывать их потребности в поддержке взрослых.

4. Выслушивать детей внимательно и уважительно.

5. Вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы детей, обсуждать их проблемы.

6. Успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться избавить детей от негативных переживаний.

7. Общаться с детьми индивидуально, выбирая позицию «глаза на одной уровне».

8. Формировать у детей положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.

9. Привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять проявление сопереживания сверстнику.

10. Поддерживать эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей, создавать условия для того, чтобы сверстники приняли их в свой круг.

11. Организуя совместные игры детей, обучать их координировать свои действия, учитывать желания друг друга, давать им для этого адекватные средства (учить делить игрушки посредством жребия., установление очередности, разрешать конфликты путем обсуждения и т.д.).

12. Чутко относиться к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия.

13. Не ограничивать естественный шум в группе (оживленны разговор, смех, игру, свободную деятельность и пр.).

14. Взаимодействуя с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

15. В ходе режимных процедур терпимо относиться к затруднениям детей (позволять им действовать в своем темпе, не акцентируя внимания детей на неуспехах ребенка, оказывать ему помощь).

16. Предлагая младшим детям образцы деятельности, не натаивать на их точном воспроизведении.

17. Указывая на ошибки старших детей, делать это мягко, не унижая перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка.

18. контролируя усвоение материала, учитывать присущее ребенку застенчивость, смущение, не допускать возникновения у него негативных переживаний.

19. Предоставлять детям возможность самим выбирать занятие по интересам.

20. Обращаться к ребенку по имени, подчеркивать его достоинства.

21. Поощрять детей высказывать свои чувства и мысли; рассказывать о событиях, участниками которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и пр.), сами делятся своими переживаниями, рассказывают ребенку о себе.

22. Чаще пользоваться поощрением детей, чем порицанием и запрещением.

Порицания адресовывать только к отдельным действиям ребенка, но не к его личности.

Порицая действия ребенка, предлагать образец желаемого действия или средства исправления и ошибок.

23. Отмечать новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращать внимание на его новые возможности и способности.

24. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми хотите заниматься.

25. Если не знаете как воздействовать – остановитесь!

26. Устраните из вашего общения с детьми те способы или нормы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.

27. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции.

28. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

29. Не фиксируйте внимание на неудачах.

30. Давайте качественные оценки.

31. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.

32. Не выражайте свои симпатии и внимание к детям и избыточной форме.

33. Используйте формы несловесной поддержки ребенка.

 

Приемы воспитания культурно-гигиенических навыков.

Приемы Младшая, средняя группа Старшая, подготовительная группа
1. Показ и объяснение Занимает большое место т.к. дети не имеют знаний, не владеют знаний, не владеют умениями и навыками. Надо показать всю последовательность действий четко и кратко объяснить. Показ должен быть медленным многократным, с четким выделением всех моментов. Показ может быть как индивидуальным (1 ребенку), так и подгруппе детей. Обучая навыкам, соблюдать принцип постепенности (вводить новые требования, постепенно).   Используется реже, в основном при введении нового навыка или новенькому ребенку. Объяснение навыка может быть без показа. При объяснении рассказать о пользе и значении правильного выполнения навыка. (Почему перед едой надо всегда мыть руки?) Вводятся косвенные напоминания «скоро обед», «через пять минут занятия».
2. Упражнения. (Упражнение – это многократное повторение одного и того же действия в одних и тех же условиях). Многократному выполнению и упражнению способствует режим. Упражнения должны быть систематическими, только тогда навык может перейти в привычку. Упражнения очень важны, т.к. если детей не упражнять они могут знать как делать, но не делать. Дети не только упражняются, но и выполняют поручения: «Научи малыша правильно мыть руки». «Покажи и объясни новенькому мальчику как правильно складывать одежду» В результате упражнений дети должны выполнять навык быстро, аккуратно.  
3. Положительный пример. Дети младшего возраста подражают воспитателю. Воспитатель должна быть для них образцом подражания. Подражают родителям. А.Макаренко говорил: «Настаивая, чтобы дети перед едой мыли руки, не забывайте и от себя требовать того же. Во всех пустяках гораздо боль значения, чем об этом думают».  
4. Контроль. Открытый контроль. Необходим постоянный систематический контроль (особенно на 1 стадии обучения). Контролирует воспитатель. Используется открытый контроль. Контроль товарищей (длительные поручения, дежурства). Самоконтроль.
5. Оценка. Используется положительная оценка в виде одобрения, похвалы, поощрения. В этой оценке надо обязательно показать за что хвалите ребенка. «Раньше Оля не умела пуговицы застегивать, а теперь Используется кроме положительной, отрицательная в виде замечания, порицания, осуждения. Оценивается ловкость, качество быстрота, самостоятельность. Используется оценка товарищей и самооценка.
6. Опыт.   Для воспитания сознательного отношения к культурно-гигиеническим навыкам проводить можно опыты. Например, одному ребенку помыть руки с мылом, другому без мыла. Чье по полотенце будет чище? Почему?
7. Беседы, рассказы, обсуждения.   Для воспитания сознательного отношения к культурно-гигиеническим навыкам можно планировать беседы о пользе и значении культурно-гигиенических навыков, предлагать составлять рассказы на к/г темы «Как мы умываемся», «Как мы умеем сидеть за столом» и др. Обсуждать надо наиболее рациональные способы организации и проведения режимных моментов обсудить как организовывать прогулку так, чтобы одеться быстро, никого не ждать, разбрасывать одежду и не мешать друг другу.
8. Использование художественных произведений 1. Потешки, прибаутки, песенки, стихи, рассказы, сказочки. 2. Инсценирование некоторых из них. Например: «Катя, мой лицо и руки. Мылься мылом хорошенько. Сухо руки вытирай». Все эти примеры помогают уточнить, напомнить последовательность действий, оценить вызвать желание делать, делать аккуратнее, быстро и красиво. Пословицы, поговорки. Например: «на скорую ручку, комком да в кучку».«К большому терпению придет и умение». «Ешь много, говори мало».
9. Игры, игровые приемы. Занимают большое место. Способствуют закреплению навыка, воспитывают желание их выполнять. 1. Дидактические игры. Например: «Оденем куклу на прогулку», «Умоем Катю», «Накормим Мишку», «Что дальше?» 2. Внесение игрушек: кукол животных, показ сценок с ними. Например: можно внести куклу-доктора, матроса, солдата, петрушки, мальчика, девочки и т.д. Показ оценок кукольного тетра, настольного тетра игрушек. Например: показ кукольного спектакля. «Аленкина школа», «Волшебное зеркало», «Что дальше».
10. Использование иллюстраций, карточек, с нарисованными к/г процессами, фотографиями. При рассматривании уточнить последовательность действий оценить правильность действий, воспитывать желание делать хорошо, правильно. Рассматривание организовывает сам воспитатель. Рассматривать картинки нужно в свободное время. Давать задания: разложить картинки в определенном порядке. Например: разложить умывания, одевания, раздевания и т.д. - находить ошибки в разложенных картинках. Отыскать на фотографии ошибки, которые допустили дети во время игры.
11. Индивидуальный подход. К каждому ребенку. По мере необходимости.
12. Используя эти приемы. Воспитатель решает задачи. 1. Воспитывает желание и положительное отношение к к/г навыкам. 2. Учит правильно их выполнять соблюдая определенную последовательность, формирует навык. 3. Приручает к аккуратности и культуре.   1. Воспитывает сознательное отношение к выполнению к/г навыков. 2. Способствует переходу навыка в привычку, развивает способность быстро, легко и аккуратно выполнять навык.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: