Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений посредством традиционных приемов и способов. Универсальная задача преподавателя здесь – это сформировать у студентов научное и «жизнесмысловое» восприятие предмета – культурное наследие является всеобщим достоянием. Культурное наследие – памятники истории и культуры, рассматриваемое в данном курсе и являющееся неотъемлемой частью российской провинции - формировалось в течение тысячелетий, в конкретно-исторической обстановке. Важно сформировать у будущих историков определенный набор компетенций, связанных с теми актуальными проблемами, которые ему придется решать в его профессиональной деятельности.

Основными формами обучения в курсе бакалавриата являются:

– лекции-презентации, на которых вначале рассматриваются теоретические положения и понятия, используемые в курсе, дается аналитический обзор важнейших отечественных разработок, предложенных в течение XX столетия для понимания локальных культур, сложного взаимодействия центра и периферии в истории и культуре России.

– практические занятия проводятся с целевой установкой на подготовку студентами презентаций выполняемых домашних заданий; на них регулярно происходит неформальный обмен мнением о прочитанной учебной и научной литературе; в ходе обсуждения дискуссионных проблем студенты учатся формулировать собственную позицию, находит аргументы для ее обоснования.

– самостоятельная работа студента направляется по ключевым проблемам национально-региональных механизмов взаимодействия культур, что представляется методологически важным для их индивидуальных научно-исследовательских тем. Самостоятельная работа выполняется в образовательных и исследовательских учреждениях Ижевска – научные библиотеки УдГУ, УИИЯЛ УрО РАН, краеведческий отдел Национальной библиотеки УР.

Формирование компетенций предполагается через освоение студентами знаний законодательства в области сохранения, охраны и использования объектов ИКН. Эта задача решается различными методами. Для успешного творческого усвоения материала, предлагается фотосъемка ряда памятников, выбранных самими студентами в ходе экскурсий, и демонстрация полученных снимков на занятиях с обязательными комментариями. Кроме того, студентам предложены темы для подготовки докладов к семинарским занятиям. Предлагаемые формы самостоятельной работы находятся в сфере профессиональных компетенций и рассматриваются через конкретно-социологические методы.

Метод наблюдения в рамках курса может быть удачно реализован через знакомство студентов в ходе изучения тем 9-13. Часть занятий переносится из учебной аудитории на улицы города. Предлагается прогулка по набережной Ижевского пруда, по улицам М.Горького, Береговой, Свердлова, Ленина. В ходе прогулки целесообразно обсуждение особенностей планировки и застройки Ижевского заводского поселка как типичного горнозаводского поселения Урала.

Контроль за усвоением материала предполагает выполнение студентами сообщений на заданную тему, презентации к докладам, карт, призванных закрепить полученные знания и умения. Одной из технологий на данном этапе может быть предложено формирование своеобразных исследовательских микрогрупп, с четким распределением ролей каждого участника группы.

В качестве учебных пособий, призванных помочь студенту в освоении специальных терминов и понятий, имеющих отношение к изучаемой дисциплине, предлагаются словари А.И.Вдовина и О.М.Мельниковой, а также глоссарий в сети Интернет (www.glossary.ru).. Вооружившись методологическим инструментом, студенты самостоятельно занимаются поиском нужной информации в различных ресурсах, знакомятся с рекомендованной литературой, учатся ее аннотировать и обсуждать в коллективе. Результат такой работы проверяется рубежным контролем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: