Кафедра конституционного и муниципального права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(М2.В.ДВ.4) Судебная практика и ее значение для органов власти
По магистерской программе «Юрист в государственных
И международных органах»
Направление подготовки: юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная
Москва 2017
Программа одобрена на заседании кафедры конституционного и муниципального права от 29.06.2017 года, протокол № 11
Автор:
доктор юридических наук, профессор Нарутто С.В.
Рецензент:
доктор юридических наук, профессор Садовникова Г.Д.
Нарутто С.В.
Судебная практика и ее значение для органов власти: рабочая программа/ С.В. Нарутто.
- М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017. – 40 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) магистр)
|
|
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017
Оглавление
1. | Цели освоения учебной дисциплины...................................................................................................... | 4 |
2. | Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО................................................................................... | 6 |
3. | Структура и содержание учебной дисциплины...................................................................................... | 7 |
3.1. | Содержание дисциплины (программа курса)................................................................................. | ....11 |
3.2. | Лекции.................................................................................................................................................... | 14 |
3.3. | Практические занятия........................................................................................................................... | 15 |
3.4. | Самостоятельная работа...................................................................................................................... | 20 |
4. Образовательные технологии.................................................................................................................. | 24 |
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам
освоения дисциплины........................................................................................................................................................................... 27
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины...................................................................................... 31
7. Учебно-методическое обеспечение.......................................................................................................................................... 33
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины........................................................................... 39
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью учебной дисциплины « Судебная практика и ее значение для органов
|
|
власти » является получение студентами теоретических знаний и формирование практических умений и навыков в области применения органами государственной власти и органами местного самоуправления судебной практики и влияния судебной практики на государственно-правовую жизнь.
Структура и содержание учебной дисциплины
Тематические планы
Тематический план для очной формы обучения
Общая трудоемкость — 2 зачетные единицы (72 часа).Всего аудиторных часов – 14 час. (из них: лекции – 2 часа, практические занятия – 12 час.) Самостоятельная работа студентов - 58 час.
Тематический план для очной формы обучения
Всего аудиторных часов – 14 (из них лекции 2 часа, практические занятия 12)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1 | Конституционно-теоретические основы судебной власти и судебной практики. Историко-правовые основы влияния судебной практики на органы власти: отечественный и зарубежный опыт | 3 | 2 | 10 | Мозговой штурм, подготовка презентаций | Устный опрос | |
2 | Понятие и юридическая природа судебной практики, ее значение в правовом государстве | 3 | 2 | 2 | 8 | Работа в малых группах | Устный опрос. Проверка выполнения самостоятельных работ |
3 | Влияние судебной практики на правотворчество и правоприменение | 3 | 2 | 10 | Групповая дискуссия | Устный опрос. Проверка выполнения самостоятельных работ | |
4 | Влияние судебной практики на формирование и деятельность судов, правовой статус судей | 3 | 2 | 10 | Подготовка презентаций, написание эссе | Устный опрос. Проверка выполнения самостоятельных работ | |
5 | Решения Конституционного Суда Российской Федерации в системе российского права | 3 | 2 | 10 | Анализ научных статей, групповая дискуссия | Устный опрос. Проверка выполнения самостоятельных работ | |
6 | Решения и правовые позиции Европейского Суда по правам человека в системе российского права | 3 | 2 | 10 | Мини-конференция, комментарий судебных актов | Устный опрос. Проверка выполнения самостоятельных работ | |
Всего: | 2 | 12 | 58 |
Тематический план для заочной формы обучения
Общая трудоемкость — 0,75 зачетные единицы (30 часов)
Всего аудиторных часов — 2 часа (из них лекции – 2 часа)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1 | Конституционно-теоретические основы судебной власти и судебной практики. Историко-правовые основы влияния судебной практики на органы власти: отечественный и зарубежный опыт | 3 | 2 | - | 10 | Лекция с элементами дискуссии | Устный опрос |
2 | Понятие и юридическая природа судебной практики, ее значение в правовом государстве | 3 | 2 | 8 | Работа в малых группах | Проверка выполнени я самостояте льных работ по решению практическ их задач | |
3 | Влияние судебной практики на правотворчество и правоприменение | 3 | 2 | 8 | Групповая дискуссия | Проверка выполнени я самостояте льных работ по решению практическ их задач | |
4 | Влияние судебной практики на формирование и деятельность судов, правовой статус судей | 3 | 2 | 10 | Подготовка презентаций, групповая дискуссия | Проверка выполнени я самостояте льных работ по решению практическ их задач | |
5 | Решения Конституционного Суда Российской Федерации в системе российского права | 3 | 2 | 10 | Анализ научных статей, групповая дискуссия | Проверка выполнени я самостояте льных работ по решению практическ их задач | |
6 | Решения и правовые позиции Европейского Суда по правам человека в системе российского права | 3 | 2 | 10 | Мини-конференция, комментарий судебных актов | Проверка выполнени я самостояте льных работ по решению практическ их задач | |
Итого | 2 | 10 | 56 |
Содержание дисциплины (программа курса)
|
|
Тема 1. Конституционно-теоретические основы судебной власти и судебной практики. Историко-правовые основы влияния судебной практики на органы власти: отечественный и зарубежный опыт
Судебная власть: понятие, сущностные характеристики, принципы деятельности, роль в социально-политической сфере. Функции судебной власти. Модернизация идеи функции судебной власти в юридической науке. Сущность, структура и виды функций судебной власти.
Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судебная система».
Предназначение судебной власти в триаде властей: дискуссионность вопроса.
Роль суда в обеспечении верховенства Конституции Российской Федерации, его обеспечение судами.
Преторское право, его прецедентный характер, формы и содержание.
Влияние судебной практики на правотворчество и правоприменение в странах романо-германского права. Роль судов в развитии современного романо-германского права. Особенности судебного прецедента в системе романо-германского права. Соотношение прецедента с законами и другими источниками права.
Влияние судебной практики на правотворчество и правоприменение в странах англосаксонского (общего) права. Становление и развитие судебного правотворчества в системе англосаксонского права. Характерные черты и особенности общего - судейского по своей юридической
природе и содержанию права. Доктрина суверенитета парламента и судебное правотворчество. Судебный прецедент в системе англосаксонского права.
Эволюция влияния суда на российское право: дореволюционный, советский и постсоветский периоды.
Тема 2. Понятие и юридическая природа судебной практики, ее значение в правовом государстве
|
|
Судебная практика как элемент правовой действительности и вид юридической практики. Понятие судебной практики (актов правосудия), особенности юридической природы.Дискуссионность вопроса о юридической природе судебной практики как источника права.
Функции судебной практики: правонаправляющая (ориентирующая), правоконкретизирующая, сигнально-информационная. Дискуссия о нормотворческой функции судебной практики.
Правоположения как основной элемент содержания судебной практики.
Формы влияния судебной практики на правотворчество и правоприменительную деятельность органов власти: судебный прецедент; разъяснения по вопросам судебной практики; решения судов о признании нормативных правовых актов незаконными (судебный нормоконтроль).
Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщающие и разъясняющие судебную практику, их значение для органов власти.
Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие форм проявления. Прецедентное значение правоположений (правовых позиций), содержащихся в постановлениях Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Европейского суда по правам человека по конкретным делам. Их соотношение с аналогией закона и права.
Понятие и правовая природа судебного нормоконтроля. Роль института судебного нормоконтроля в развитии права общественных интересов и становлении «стратегического правосудия». Предмет судебного нормоконтроля. Виды и формысудебного нормоконтроля. Особенности конституционного судебного нормоконтроля. Проблемы разграничения компетенции судов по контролю за нормативными правовыми актами. Проблемы судебного нормоконтроля в решениях Конституционного Суда РФ.