1) Индивидуальный и социальный интеллект
Интеллект – интегральное качество личности – сложная динамическая (развиваемая и саморазвивающаяся) система, помогающая человеку лучше адаптироваться в окружающем мире, успешно и активно познавать этот мир, эффективно с ним взаимодействовать, сохраняя человеческое достоинство и уважение к другим людям.
Выделяют четыре аспекта интеллектуального развития общества:
ü формирование интеллектуальной культуры специалистов;
ü развитие самоорганизующейся интеллектуальной деятельности коллективов;
ü создание и поддержка интеллектуальных организаций;
ü разработка и освоение интеллектуальных технологий
Вербальный интеллект это способность разговаривать, владеть языком, расширять словарный запас. Умение хорошо понимать и использовать речь является важным компонентом успеха в любой области, где требуется контакт с людьми.
Логический интеллект это способность логически мыслить, правильно расставлять приоритеты, верно определять направление и последовательность действий, умение видеть причинно-следственные взаимосвязи между событиями
|
|
Математический интеллект это форма интеллекта определяет способность мастерски оперировать числами: складывать, вычитать, делить и умножать.
Визуально-пространственный интеллект это способность видеть и создавать формы, очертания и образы в своем воображении.
Музыкальный интеллект
Физический интеллект это форма хорошо развита у выдающихся спортсменов, способных к необычайной синхронизации времени, координации движений и незаурядно владеющих своим телом.
Межличностный интеллект это способность общаться, вести переговоры, оказывать влияние и убеждать других людей.
Внутриличностный интеллект это способность осознать себя - понимать, кем вы являетесь, а кем нет. Благодаря этому интеллекту человек точно знает, чего он хочет.
Интуитивный интеллект это способность чувствовать правильность или ошибочность того или иного мнения и получать идеи и озарения в обход логики или жизненного опыта.
Интуитивный интеллект - врожденное качество, которое можно при желании развить.
Абстрактный интеллект эту форму так же называют концептуальной. Таким интеллектом обладал Альберт Эйнштейн, который увидел себя верхом на луче света, а в результате смог сформулировать теорию относительности.
Социальный интеллект понимается как способность правильно понимать поведение людей. Это способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).
|
|
В социальном интеллекте можно выделить эмоциональный интеллект, ибо эмоции человека – это его реакция на внешние воздействия социальной среды.
Зоны эмоционального интеллекта:
1. Адекватное восприятие себя (способность осознавать и признавать свои эмоции): эта способность отвечает за
ü умение отделить собственные проблемы от проблем окружающих; понимать и принимать себя самого, настоящего.
ü позволяет иметь собственное мнение, а не поддаваться внушению со стороны;
ü уметь оценивать ситуацию объективно, а не субъективно; понимать какие ситуации и люди способны личность разбалансировать.
ü четко понимать и признавать свои социальные и личные роли.
2. Управление собой и своими эмоциями: когда личность понимает свои эмоции и чувства, она может ими управлять.
3. Способность к самомотивации: это личностное творчество и оптимизм.
4. Способность понимать эмоции, чувства и потребности других людей: человек готов к идентификации (сочувствию).
5. Умение создавать продуктивные длительные отношения со студентами (способность управлять эмоциями других людей): логически вытекает из пункта четвертого, добавляется лишь умение считать эмоции других людей.
2) Технология осознанного взаимодействия обучающегося и обучающего: потребности, способности, нормы.
Педагогическое взаимодействие в системе "преподаватель - студент" представляет собой систему взаимных воздействий субъектов, включенных в совместную деятельность на основе общих целей профессионального образования. Это взаимодействие между преподавателем и студентом влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста, таких как человек, истина, образование, профессия и другие
Эффективность педагогического взаимодействия на учебных занятиях зависит от множества факторов (успешного определения целей совместной деятельности, соответствия педагогической тактики конкретной задаче данного взаимодействия, активности самих студентов и т.д.). Среди них важную роль играет фактор оптимального выбора методов обучения, реализация которых в конкретных условиях образовательного учреждения дает высокий уровень качества подготовки студентов.
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне их межличностных контактов.
Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: "предметных" (научные знания); "коммуникативных" (знания о своих учениках и коллегах); "гностических" (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).
Основными показателями авторитетности личности педагога являются:
1. Соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами.
2. Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях.
Учебная деятельность студента в высшем учебном заведении – это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного формирования человека.
Учебная деятельность студента понимается, как целенаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности студента.
|
|
В процессе учебной деятельности студент выступает в качестве еѐ субъекта, т.е. носителя предметно-практической активности и познания. Огромную роль на него оказывают преподаватели, именно от их взаимодействия зависит каким студент выйдет из стен университета и какой клад знаний будет у него в голове.
Но не стоит и отрицать, что не только преподаватели, но и сами студенты оказывают влияние на процесс обучения. От них зависит, какой будет подход педагога к обучаемой группе в целом и к каждому из студентов по отдельности.
Основная задача преподавателя и студента найти "золотую" оптимальную для них середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее.
Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их