Ценность гендерного подхода заключается в том, что он являет собой индивидуальный подход к проявлению гендерной идентичности, полагающий, что различия в поведении мужчин и женщин определяются не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.
Гендерный подход в образовании дает возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик и показывает учащимся личностные пути развития, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.
Гендерный подход
1. Ориентация на нейтрализацию и смягчение различий между полами.
3. Отсутствие ориентации на «особое предназначение» мужчины и женщины.
4. Поощрение деятельности, соответствующей интересам личности.
5. Выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации.
7. Тенденция к размыванию культурально сформированных гендерных схем.
8. Возможность отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества
Можно выделить следующие условия применения гендерного подхода в учебном процессе:
|
|
1) Выявление различий в обучаемости полов (особенностей гендерного усвоения знаний);
2) Организация раздельного обучения или дифференциация видов деятельности
3) Оптимальный выбор форм, методов и средств обучения с учетом различия познавательных интересов
4) Организация процесса усвоения учебного материала на основе определения стиля учебной деятельности каждого студента и усредненного стиля учебной деятельности группы, позволяющих дифференцировать учащихся на малые группы;
5) Определение состава группы учащихся, стиль учебной деятельности которых не совпадает с усредненным стилем учебной деятельности группы;
6) Определение стиля преподавания и установление их соответствия или несоответствия стилям учебной деятельности учащихся;
7) Определение соответствия стиля изложения учебных материалов и стиля обучения учащихся.
Ряд требований к реализации гендерного подхода, в число которых входят:
- учет социальных факторов при обучении (статус в коллективе);
- индивидуализация обучения на основе учета физических и психологических особенностей личности;
- дифференциация обучения, с точки зрения гендерного подхода, т.е. группировка учащихся по половому признаку для обучения по несколько различным учебным планам и вариативным учебным программам;
- предоставление учащимся возможности изучать учебные предметы в индивидуальном темпе: или ускоренно, или замедленно;
-создание всевозможных типов дидактических средств с рекомендациями для их использования в различных группах учащихся, объединенных по гендерному показателю (возможно, это новые учебные пособия, компьютерные программы, тесты для индивидуального контроля, и др.);
|
|
Гендерный поход в обучении затрагивает содержание обучения, его организационные формы и методику преподавания различных предметов.
Гендерный подход может реализоваться также в разнообразии форм учебной работы. Дополнительно ученик может использовать и другие формы обучения, которые наиболее близки ему: это может быть самостоятельная работа в библиотеке, в учебном кабинете, работа с техническими средствами, и в стихийно возникающих группах.
Механизм реализации гендерного подхода к обучению основывается, прежде всего, на диагностике особенностей учащихся. Диагностика должна предусматривать выявление индивидуальноличностных характеристик учащихся (пол, тип мышления (мужской/женский) и анализ вербального поведения (мужское/женское)).
Не менее значимым направлением реализации гендерного подхода является ориентация источника информации в обучении на конкретного обучающегося. Например, гендерный подход позволяет переориентировать ведущий источник информации с сигнально-словесного на зрительно-образный, либо сочетает различные источники информации.