Законодательный стиль - это совокупность приемов использования средств языка при создании нормативно-правовых актов. Определяется использованием юридической терминологии, юридических конструкций, иных средств юридической техники, правил создания официальных текстов и юридического языка.
Для законодательного стиля сферой общения является право. Цель правового общения видится в урегулировании общественных отношений, в достижении определенного правопорядка.
Законодательный стиль должен быть нацелен на точную и полную передачу воли законодателя и обеспечивать при этом доступность и понятность этой воли.
Приоритетом является точность и определенность передачи воли законодателя, а не ясность и понятность текста для широких слоев.
Законодатель, стремясь передать свою волю, должен в максимально возможной степени обеспечить доступность правового текста посредством использования общеизвестной терминологии, простых конструкций, без перегрузки придаточными предложениями.
|
|
Для стиля нормативных актов должна быть характерна четкая, энергичная передача мыслей, направленная на формирование установки на выполнение правовых предписаний.
Законодатель должен стремиться к краткости формулировок, но обобщение не должно приводить к двусмысленности, неясности фраз.
Техника правоприменительных актов.
Применение права – это особая форма реализации права, представляющая собой властную деятельность компетентных органов по разрешению юридического дела, направленную на установление прав и обязанностей индивидуально-определенного субъекта права и закрепление их в специальных индивидуальных решениях.
Результатом применения права является принятие правоприменительного акта.
Правоприменительный акт, как и нормативный акт, является разновидностью правового акта.
Общие признаки:
Принимаются компетентными органами по закрепленной процедуре
Носят государственно-властный характер
Имеют закрепленную в праве форму.
В отличие от нормативных актов правоприменительные акты имеют строго персонифицированный характер.
Правоприменительные акты обусловлены нормативными актами, они принимаются на основе норм права, содержащихся в нормативных актах. Играют регулятивную функцию, но индивидуального характера.
Такое средство как юридическая терминология в полной мере используется и при правоприменении.
1) В целом терминология правоприменительного акта соответствует терминологии применяемых норм права
2) Более широкое применение общеупотребительных и специальных неюридических терминов, являющееся следствием непосредственной,«живой» связи правоприменения с конкретными общественными отношениями, многообразие и сложность которых неспособна отразить ни одна норма права
|
|
Используется средство юридической техники как юридическая конструкция.
В актах применения права материал излагается способами описания, повествования, рассуждения, предписания.
Описание характеризует выделение и перечисление признаков субъекта, действия, события, объекта (явления).
Рассуждение представляет собой ряд мыслей, умозаключений, изложенных в логически последовательной форме и отражающих внутреннюю связь явлений.
Предписание-это властное требование к субъекту права.
Повествование и описание лежат в основе изложения материала в описательной и мотивировочной частях актов применения права. Рассуждение широко используется в мотивировочной части, оно лежит в основе аргументации и доказывания. Предписание характерно для резолютивной части.
Постоянство, повторяемость жизненных ситуаций, требующих применения права, приводит к использованию технико-юридического средства, как типизация. Получающих выражение в формулярах (образцах) актов-документов. Фиксируются реквизиты документов, а также часть текста, отражающая типичные и устоявшиеся взаимосвязи общественных явлений. Правоприменитель заполняет пустые строки документа информацией о конкретном деле.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЙ
Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.
Правовые отношения имеют следующие признаки:
1) правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;
2) правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;
3) для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;
4) правовые отношения охраняются государством;
5) индивидуализированность субъектов правоотношений;
6) наличие идеологического и общественного характера.
Структуру правоотношения составляют:
• объект;
• субъекты;
• юридическое содержание (включает субъективные права и юридические обязанности).
Объекты - те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.
Субъекты - участники правоотношения, выступающие в качестве управомоченной (имеющей субъективные права) либо обязанной (несущей юридические обязанности) стороны, либо одновременно и управомоченной и обязанной.
Субъективное право - мера возможного поведения управомоченной стороны.
Юридическая обязанность - мера должного поведения обязанной стороны.