Общие и специальные способности. Одаренность. Талант. Гениальность

Ответ:

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели. Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни. Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.

Гениальность - высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Методы психологического исследования. Классификация методов (по Б.Г. Ананьеву).

Ответ:

 Классификация методов по Б.Ананьеву:

Классификация методов психологического исследования соответствует порядку операций в научном исследовании и содержит четыре группы методов.

Организационные методы:

Сравнительный;

Лонгитюдный;

Комплексный.

 

- Сравнительный метод предполагает сравнение различных показателей отдельных выборок испытуемых. Эти выборки отличаются по какому-либо критерию.

- Лонгитюдный метод предполагает неоднократное исследование одних и тех же испытуемых на протяжении длительного периода их жизни.

- Комплексный метод предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного методов. Выбирается несколько групп испытуемых, в каждой из которых испытуемые одного возраста, но возраст одной группы отличается от возраста другой на определенную величину.

Эмпирические методы позволяют осуществлять получение эмпирических научных данных.

- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

- эксперимент;

- психодиагностические методы (тесты, опросники);

- биографический метод (анализ биографических анкет);

- моделирование;

- анализ продуктов деятельности (анализ рисунков, сочинений, дневников).

3) Обрабатывающие методы – количественные и качественные методы обработки эмпирических данных.

Интерпретационные методы.

- генетический метод, при котором весь материал интерпретируется в характеристиках развития с выделением стадий, критических периодов становления психических функций;

- структурный метод. Материал интерпретируется в характеристиках систем, образующих объект исследования;

 

- метод сопоставлений, когда отдельные результаты интерпретируются путем взаимного сопоставления и сравнения;

- метод аналогий, при котором одни результаты исследования интерпретируются по аналогии с интерпретацией других результатов. Причем эти другие результаты могут быть получены как в том же, так и в других исследованиях;

- метод определений, когда результаты исследования облекаются в форму определений и интерпретируются как аргументы этих интерпретаций;

- реверсионный метод. Выводы вытекают из анализа результатов эмпирических исследований, проведенного без четко сформулированной исходной гипотезы, при изложении результатов исследования представляются в качестве гипотезы исследования. Далее результаты исследования начинают интерпретироваться в качестве позитивных доказательств принятой гипотезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: