Ответ:
Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели. Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).
Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни. Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность.
Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.
Гениальность - высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Методы психологического исследования. Классификация методов (по Б.Г. Ананьеву).
Ответ:
Классификация методов по Б.Ананьеву:
Классификация методов психологического исследования соответствует порядку операций в научном исследовании и содержит четыре группы методов.
Организационные методы:
Сравнительный;
Лонгитюдный;
Комплексный.
- Сравнительный метод предполагает сравнение различных показателей отдельных выборок испытуемых. Эти выборки отличаются по какому-либо критерию.
- Лонгитюдный метод предполагает неоднократное исследование одних и тех же испытуемых на протяжении длительного периода их жизни.
- Комплексный метод предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного методов. Выбирается несколько групп испытуемых, в каждой из которых испытуемые одного возраста, но возраст одной группы отличается от возраста другой на определенную величину.
Эмпирические методы позволяют осуществлять получение эмпирических научных данных.
- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
- эксперимент;
- психодиагностические методы (тесты, опросники);
- биографический метод (анализ биографических анкет);
- моделирование;
- анализ продуктов деятельности (анализ рисунков, сочинений, дневников).
3) Обрабатывающие методы – количественные и качественные методы обработки эмпирических данных.
Интерпретационные методы.
- генетический метод, при котором весь материал интерпретируется в характеристиках развития с выделением стадий, критических периодов становления психических функций;
- структурный метод. Материал интерпретируется в характеристиках систем, образующих объект исследования;
- метод сопоставлений, когда отдельные результаты интерпретируются путем взаимного сопоставления и сравнения;
- метод аналогий, при котором одни результаты исследования интерпретируются по аналогии с интерпретацией других результатов. Причем эти другие результаты могут быть получены как в том же, так и в других исследованиях;
- метод определений, когда результаты исследования облекаются в форму определений и интерпретируются как аргументы этих интерпретаций;
- реверсионный метод. Выводы вытекают из анализа результатов эмпирических исследований, проведенного без четко сформулированной исходной гипотезы, при изложении результатов исследования представляются в качестве гипотезы исследования. Далее результаты исследования начинают интерпретироваться в качестве позитивных доказательств принятой гипотезы.