Современное развитие и образования в РК

Ключевая роль высшего образования в модернизации экономики страны предполагает углубление реформ в системе высшего образования и улучшение его качества в перспективе с учетом создания экономики страны, основанной на знаниях. Реформирование высшего образования предусматривает международную модель аккредитации вузов, новые системы оценки качества образования и создание новых типов учебных организаций, таких как высшие технические школы, инновационные университеты и инновационно-образовательные консорциумы. Для достижения данных целей Республика Казахстан первой среди стран СНГ ввела в вузах согласно Болонской конвенции кредитную систему обучения, тем самым, подтвердив готовность войти в мировой образовательный процесс и обеспечить конкурентоспособность выпускников своих вузов. Сложившаяся к настоящему времени система высшего образования в Республике Казахстан включает 3 ступени - бакалавриат-магистратура-докторантура PhD.

Внедрение трехуровневой структуры высшего образования ориентировано на интеграцию с международным образовательным пространством, расширение диапазона образовательных программ и усиление их мобильности и гибкости в соответствии с требованиями рыночной экономики.

ПСИХОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ.

Информационная среда включает в себя информационные потоки и информационные влияния разного рода, которые испытывает человек, характеризуется совокупностью динамических факторов, способных оказывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие.

информационное воздействие всегда носит психологический характер и определяет поведение человека опосредованно, через психические механизмы головного мозга. Информационные воздействия достигают эффекта, когда они изменяют, переструктурируют психологические свойства, состояния и модели поведения личности.

К основным факторам информационно-психологического риска, присущим самому человеку, относят: 1) незрелость личности, выражающуюся в неспособности к самостоятельному, осознанному выбору информации, релевантной своим изменениям, убеждениям и планам; 2)          установки личности на конформизм, подражательство, на готовность к восприятию манипулятивных информационных воздействий; 3)       негативно измененное функциональное состояние головного мозга и психики; 4) состояние социума, способствующее повышенной внушаемости, массовому заражению идеями, призывами, исходящими от харизматической личности, и вызываемое на психофизиологическом уровне хроническим или острым психоэмоциональным стрессом, фрустрацией, тревожностью.

Самыми распространенными средствами передачи информации являются бумажные и электронные документы, основой которых служит текстовая информация, электронные носители. К электронной информационной среде в первую очередь относят электронные средства массовой информации (телевидение и радиовещание), глобальные компьютерные сети общего пользования.

ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА РАБОТНИКА В СФЕРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Профессиограмма (отлат. Professio-специальность, Gramma-запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.

Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.  Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:     Требования к должностным обязанностям работника; Требования к рабочему месту; Возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;Варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.  Важной составной частью профессиограммы является психограмма -описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.  При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, -в этом основная сложность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ УЧЕНИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Процесс обучения всегда является двусторонним и содержит в своей структуре два элемента: деятельность преподавателя (преподавание) и деятельность студента (учение). Преподавание – это деятельность преподавателя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности, оказанию помощи при возникновении затруднений в процессе учения, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений. Учение – это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке до- стижений, осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. В структуре методологического знания можно выделить две составляющих части: дескриптивную (описательную) и прескриптивную (нормативную). Дескриптивная методология описывает научные подходы, концепции, принципы, способы и средства деятельности. Прескриптивная методология характеризует содержание деятельности, последовательность основных этапов и отдельных действий, содержит предписания и нормы деятельности.

Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

Выделяют 4 главных фактора:1) учебный материал;2) организационно-педагогическое влияние;3) обучаемость учащихся;4) время. Существуют следующие факторы обучения:а) общий дидактический фактор – он состоит из значительного количества продуктогенных причин. б) комплексный – он объединяет в себе значительное количество продуктогенных причин и общих факторов;в) 2 комплексных фактора составляют генеральный. Генеральный фактор объединяет в себе все без исключения продуктогенные причины, предварительно объединенные в комплексные;г) специфический – этот фактор нельзя свести ни к 1 продуктогенной причине, ни ко второй. Или включать в состав общего или комплексного фактора. Очень часто специфический фактор означает неповторимость, особенность. Закономерность обучения – это объективное, существенное, необходимое, устойчивое, и повторяющееся при определенных условиях взаимосвязь.Существуют следующие закономерности обучения:1) дидактические закономерности – в них входят цели, содержание, виды, методы, средства, способы и формы обучения;2) гносеологические – познание учащихся под руководством учителя окружающих законов действительности, законов природы и общества;3) психологические – внутренняя психическая деятельность учащихся в процессе обучения;4) кибернетические – используется в обучении различным инновационным технологиям (компьютер); 5) социологические – отношение между участниками учебного процесса; 6) организационные – организация ученического и преподавательского труда, их метериально-техническое оснащение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: