Классификация психологического воздействия. «мишени воздействия». Контекстуальное оформление воздействия. Принятие решения в процессе воздействия

Психологическое воздействие – одна из сторон взаимодействия людей, при которой в расчет принимается лишь одностороннее влияние. В результате этого влияния происходят изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия. В деловом общении психологическое воздействие используется достаточно часто. Начальник стремится воздействовать на подчиненных, лидеры – на членов группы, менеджер – на исполнителей и клиентов, сотрудники – друг на друга и на начальника.Заражение – способ эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта больших групп людей; бессознательная спонтанная форма воздействия, включающая личность в определенные психические состояния; переживание общего психологического состояния одновременно большим количеством людей. Подверженность индивида определенным психическим состояниям проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. При заражении используются в основном невербальные средства: восклицания, интонации, ритмические движения и музыка, яркие цветовые пятна. Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. Внушение по общему признанию является одним из самых действенных методов психологического воздействия. Внушение – это активное воздействие одного субъекта на другого. Подражание – воспроизведение человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску. Согласно психологической трактовки, подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.Убеждение – воздействие на рациональную и эмоциональную сферы личности, система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность, проявляющую заинтересованность. Мишень психологического воздействия – это те психические структуры адресата, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия. Мишенями воздействия могут выступать: − психические процессы, − психические явления. − психические состояния, − когнитивная сфера личности, − аффективная сфера личности, − поведенческая сфера личности, − личность в целом.

СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ ИЛИ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ И ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ.

Типичные искажения восприятия и понимания людей. Используя логический способ понимания особенностей другого человека (рефлексию), мы довольно часто искаженно и ошибочно воспринимаем личность, поведение, действия других людей. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы: 1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.3. Стремлением сделать преждевременные заключения у личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. 4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.Можно выделить следующие критерии анализа поведения:• постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;• отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;• обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.На восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать Установки имеют три измерения:• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;• аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;• поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: