Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в СССР в послевоенные годы (1945-1953)

 

Главной задачей в области экономики в первые послевоенные годы было восстановление разрушенного войной народного хозяйства. К 1947 промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950 превысила его более чем на 70%. Первоочередное внимание по-прежнему уделялось развитию тяжёлой промышленности, а также отраслям, связанным с военно-промышленным комплексом.

Важными событиями в социальной сфере стали отмена в конце 1947 карточной системы, введённой в годы войны, и денежная реформа, носившая конфискационный характер, т.к. деньги обменивались в основном в соотношении 10:1.

В первые послевоенные годы возобновились политические репрессии. По т. н. "Ленинградскому делу" были репрессированы сотни советских и партийных функционеров, когда-либо работавших в Ленинграде, свыше 200 человек были расстреляны. В начале 1953 сфабриковано т. н. "дело врачей", обвинённых в заговоре с целью физического уничтожения Сталина и других лидеров партии и советского государства. Была развёрнута идеологическая травля деятелей литературы и искусства. Серьёзный урон был нанесён новейшим направлениям науки (генетика, кибернетика, квантовая теория и др.), объявленным "орудием империализма".

В целом, общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенное десятилетие характеризовалась двойственностью.

С одной стороны, народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное укрепление сталинизма, достигшего в этот период своего апогея.

Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой.

 

Преобразования в СССР в годы «Хрущевской оттепели»

 

Во второй половине 1953 года начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались, прежде всего, ускоренного подъема сельского хозяйства с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее решения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Проведение экономических реформ связано с именем Н.С. Хрущева, ставшего в сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС.

Для усиления материальной заинтересованности колхозников и рабочих были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, значительно снижены нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства, наполовину уменьшен денежный налог, взимаемый с каждого колхозного двора. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако крестьяне не получили права выбора форм хозяйствования.

С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель в Северном Казахстане. Сюда направили 500 тыс. добровольцев, 120 тыс. тракторов, 10 тыс. комбайнов. Однако эта мера имела кратковременный успех.

С середины 50-х годов предпринимались усилия для решения жилищной проблемы. За 1956 - 1960 гг. новоселье справили около 54 млн. человек (четверть населения страны). Был принят закон о пенсиях, установивший один из самых низких в мире возрастной ценз. Отменялись все виды платы за обучение. Росла зарплата: в среднем на 3% в год. К концу 50-х годов по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90%.

В 1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать управление народным хозяйством. Вместо отраслевых министерств и ведомств были созданы совнархозы - территориальные управления.

Многие экономические проблемы в те годы хрущевское руководство попыталось решать политическими методами, посредством административных реформ и кампаний ("кукурузная кампания", "мясная кампания" в Рязани, "молочные рекорды" и т.д.).

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления.

Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Противоречивость и непоследовательность многих начинаний были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и государственный деятель в условиях жесткой централизации административно-командного стиля руководства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: