Монархисты-традиционалисты

Наиболее крупными политическими организациями правого толка были: Русское собрание, Монархистская партия, Союз Русского народа и Русский народный союз имени Михаила Архангела.

В уставе самой крупной партии — Союза русского народа — было записано, что членами союза могут стать «природно русские люди обоего пола, всех сословий и достояний». Основную массу членов партии составляли мелкие лавочники, торговцы, дворники, извозчики. Почетным членом Союза русского народа в декабре 1905 г. стал Николай II.

По различным источникам, в 1905—1906 гг. традиционалистский лагерь насчитывал от 400 тыс. до 3 млн. человек.

Однако методы (погромы), которые избрали эти партии для достижения своей главной цели — защиты самодержавной монархии от революционных и иных посягательств, вызывали неприятие у многих людей, настроенных и антиреволюционно, и промонархически. Погромная волна прокатилась по мирным населенным пунктам. Подавляющая часть их пришлась на Европейскую Россию.

Во время октябрьских погромов погибли 1622 и были ранены 3544 человека. В некоторых городах погромы приняли такой кровавый характер, что власти были вынуждены начать расследование. Состоялось примерно 205 процессов над погромщиками, в ходе которых были осуждены 1938 человек, из них 1713 были помилованы царем. Члены боевых дружин, устраивающие погромы и столкновения с революционными манифестантами, называли себя «черной сотней», поэтому очень часто все правое движение именуют черносотенным.

Среди многочисленных лидеров монархического движения наибольшей известностью пользовался В. М. Пуришкевич.

Политические изменения, предпринятые властью под давлением революционных событий 1905 г., заметно продвинули страну к традиционной либеральной политической модели. Вместе с тем это были лишь первые, робкие, вынужденные шаги, носившие чаще не только ограниченный, но и обратимый характер.

 

 

 

 


 



38. Первая русская революция: причины, этапы, результаты

Революция 1905—1907 гг. по цели была буржуазной: направлена на ликвидацию пережитков феодализма, упрочение капитализма в стране, проведение демократических преобразований. Она подняла на борьбу широкие слои населения, и поэтому по характеру являлась буржуазно-демократической. Причиной революции выступило углубление противоречий, обострившихся в начале 20 в. в результате экономического кризиса 1900—1903 гг., формирования империализма, начавшейся политической борьбы широких народных масс, русско-японской войны 1904—1905 гг. и возникшего в начале века острого социально-политического кризиса. Революции предстояло выполнить несколько задач: свергнуть самодержавие, создать конституционное государство и установить демократическую республику, решить аграрный вопрос о передаче земли крестьянам, ввести национальное равенство, радикально улучшить положение рабочих, выполнить требования, выдвинутые в ходе революции. Начало революции. 9 января 1905 г. расстрелом мирного шествия рабочих (Кровавое воскресенье) началась революция 1905—1907 гг. Политика террора подорвала веру в царя у широких слоев народа. После Кровавого воскресенья, которое одновременно стало поводом и началом революции, происходит период подъема движения (весна—лето 1905 г.), затем — кульминация (Октябрьская всероссийская политическая стачка и Декабрьское восстание в Москве и других городах), после этого — период спада и поражения (события 1906 г. — первой половины 1907 г.), завершается революция третьеиюньским переворотом. В ходе революции сложились три политических лагеря: 1) дворян-помещиков и управленческой бюрократии, защищавших самодержавие; 2) либеральной буржуазии — путь реформ; 3) демократов-революционеров — революционное переустройство общества. Возникло 5 типов партий: черносотенцы, октябристы, кадеты, эсеры, социал-демократы, выступавшие с различными требованиями. В партиях выделились свои течения. Так, эсеры разделились на максималистов и народных социалистов (энесов). В РСДРП продолжился раскол на большевиков и меньшевиков, которые по-разному рассматривали вопросы революции. Весна—лето 1905 г. Рабочие открыто отметили 1 Мая; в Иваново-Вознесенске с 12 мая по 23 июля 1905 г. прошла политическая стачка, сформирован первый рабочий Совет; в Лодзи (Польша) 9—11 июня стачка переросла в восстание. Организовываются первые профсоюзы. Крестьяне подняли волнения в 20 уездах. Был создан Крестьянский союз, съезд которого прошел в мае в Москве. Крестьяне выступили за передачу им земли. Эсеры продолжали делать ставку на террор. Если до революции было совершено 6 терактов, то в 1905—1907 гг. — 204. 14 июня вспыхнуло восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», но оно не было поддержано другими кораблями, и матросы 24 июня были вынуждены сдаться властям Румынии. В начале октября 1905 г. началась всеобщая стачка в Москве, подхваченная страной и охватившая около 3 млн участников. Повсеместно создавались Советы рабочих депутатов. Советы требовали проведения Учредительного собрания, предоставления демократических прав и свобод, 8-часового рабочего дня. Председатель Совета министров С. Ю. Витте подготовил манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанный царем 17 октября («Манифест 17 октября»). Большевики восприняли Манифест как первую победу революции. Они считали, что наступило равновесие сил: царь не мог разгромить революцию, а революция не могла еще уничтожить царизм. Царь временно отступил, чтобы накопить силы и разгромить революцию. Поэтому большевики требовали продолжать борьбу. Меньшевики полагали, что революция достигла цели и призывали прекратил, всеобщую стачку, на что откликнулась часть рабочих. Либеральная буржуазия торжествовала. После 17 октября началось формирования партий правительственного лагеря. Крупная буржуазия объединилась в «Союз 17октября». Средняя торгово-промышленная буржуазия и интеллигенция создали партию «Народной свободы» (конституционные демократы — кадеты) и требовали демократических преобразований в рамках парламентарно-монархического строя. Реакционные силы — черносотенцы — выступившие против революции, создали в 1905 г. религиозно-монархические, националистические группы «черной сотни», объединившиеся в «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела». В ноябре 1905 г. усилились крестьянские волнения, произошло восстание матросов на крейсере «Очаков». Обострилась национальная борьба, что заставило царизм пойти на уступки, ослабить русификацию. Активнее стали действовать национальные и профсоюзные организации. 7 декабря 1905 г. в Москве началась всеобщая стачка, которая переросла в восстание. 19 декабря сопротивление прекращено. В 1906 г. рабочее движение пошло на убыль, но возросла борьба крестьян, добившихся отмены выкупных платежей, снижения арендной платы, ослабления гнета. В России в 1906 г. возник законодательный представительный орган — Государственная дума. Выборы в нее проходили многоступенчато, неравноправно. I Дума по составу кадетско-либеральная, выявила разногласия по аграрному вопросу. Кадеты выступали за передачу крестьянам части помещичьей земли за выкуп, установленный помещиками. Прийти к согласию не удалось, Дума была распущена. II Дума (20 февраля — 2 июня 1907 г.), избранная по старому избирательному закону, оказалась более непослушной, в ней возник левый блок оппозиционных сил. Дума отвергла столыпинский аграрный закон, подписанный Николаем II в ноябре 1906 г. 3 июня 1907 г. Дума разогнана, введен новый избирательный закон. Произошел третьеиюньский переворот — нарушение законодательства страны. Революция завершилась. Она потерпела поражение, так как не сложились условия для победы (субъективный фактор): пролетариат не имел достаточного опыта, союз рабочих и крестьян только начал складываться, армия находилась на стороне царизма, революционные партии не смогли возглавить борьбу. Хотя революция окончилась поражением, она значительно изменила жизнь страны: царизм был вынужден пойти на уступки, разделил власть с Думой, произошло ограничение самодержавия; накопился опыт борьбы. Был нанесен первый удар по царизму, задачу его уничтожения выполнила Февральская революция. За 10 лет (1907—1917) изменились условия, царизм ослабел, окрепли революционные силы, мощным ускорителем революции оказалась первая мировая война (1914— 1918). К 1917 г. наряду с объективными условиями впервые возникли субъективные условия победы революции. Окрепшие маргинальные силы получили возможность выступить за победу тоталитарного движения.


 

39. Внутренняя политика самодержавия в 1906-1914гг. Столыпин.

В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась так называемая третьеиюньская политическая система, или "третьеиюньская монархия".

 

Обнародованный 3 июня 1907 г. новый избирательный закон настолько ограничивал представительство в Государственной думе для основной массы населения России (рабочих, крестьян и жителей национальных окраин), что даже творцы этого закона цинично называли его "бесстыжим". Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян, в два с половиной раза — от рабочих, в три раза — от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе.

 

Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее 1% населения страны, отныне получали более 2/3 мест в Государственной думе.

 

Число депутатов сокращалось с 524 до 448. Крайне правые имели в Думе 50 мест, националисты — 26, умеренно правые — 70, октябристы и примыкавшие к ним — 154, кадеты — 56, польское коло — 18, прогрессисты -23, трудовики — 13, мусульманская группа — 8 и социал-демократы — 20 (данные конца 1907 г.). К окончанию срока полномочий III Думы численный состав ее фракций несколько изменился, однако это не сказалось на расстановке сил в Думе. Фракция октябристов оказалась наиболее значительной. Хотя она и не составляла большинства в Думе, но от нее зависел исход голосований: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то в Думе создавалось правооктябристское большинство, если вместе с кадетами и примыкавшими к ним, то — октябристско-кадетское. Эти два блока в Думе позволяли правительству проводить политику лавирования: при необходимости проведения реформ оно могло рассчитывать на поддержку октябристско-кадетского большинства, а принятие консервативных законов обеспечивалось голосами правооктябристского большинства.

 

Председателями III Государственной думы были: до марта 1910 г. Н. А. Хомяков (сын известного славянофила А. С. Хомякова), возглавлявший объединение правых группировок в Думе, а затем лидеры партии октябристов — А. И. Гучков (март 1910 — март 1911 гг.) и М. В. Родзянко (март 1911 г. — до конца полномочий Думы).

 

III Государственная дума, состоявшая преимущественно из депутатов от помещиков и крупной буржуазии (они имели свыше 300 депутатских мест), была самой "угодной" для самодержавия и просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок, проведя 621 заседание (первое состоялось 1 ноября 1907 г., последнее — 9 июня 1912 г.). За это время она обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Подавляющее их большинство представляли собой второстепенного характера законы о сметах различных ведомств и учреждений, о тарифных и таможенных сборах, жалованье разного рода чиновникам и т.п. Обильно принимаемые Думой мелкие законы метко окрестили тогда "законодательной вермишелью". Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905—1907 гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным.

 

Политика "третьеиюньской монархии" в целом расценивается как реакционная. Однако это было и время преобразований. Самодержавие не могло не учитывать "уроков" революции 1905—1907 гг., поэтому для его политического курса 1907—1914 гг. характерны сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией. Проводником такого курса стал председатель Совета министров (1906-1911) Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911). Он происходил из старинной и состоятельной дворянской семьи, владевшей крупными поместьями в разных губерниях России, получил блестящее образование. По отзывам современников, Столыпин обладал твердым, властным характером, был беспощаден в достижении поставленной им цели, но мог пойти и на компромисс. Столыпин неоднократно выступал с речами в Государственном совете и в Государственной думе, где решительно и весьма аргументировано отстаивал свою программу. Как свидетельствуют те, кто слышал его речи, "это был прирожденный оратор, высокий, статный, с красивым мужественным лицом, сущий барин по осанке, манерам и интонациям, говорил вдохновенно, сжато и дельно, развивая мастерски и ярко руководящие положения излагаемого им проекта и давая ответы и объяснения по разного рода запросам". Современники отмечали также, что речи Столыпина, исполненные силы, темперамента, образности, с обилием красивых оборотов и метких слов, производили сильное впечатление на "правых" и "левых" депутатов, звучали твердо и убедительно.

 

Свою карьеру П. А. Столыпин начал на посту ковенского губернского предводителя дворянства, затем гродненского гражданского губернатора. В 1903 г. по рекомендации министра внутренних дел В. К. Плеве Столыпин был назначен губернатором в наиболее "беспокойную" Саратовскую губернию, где беспрестанно вспыхивали крестьянские бунты и особенно активно вела себя революционная пропаганда. Плеве надеялся, что умный и энергичный Столыпин сможет навести в этой губернии должный "порядок".

 

Столыпин прибыл в Саратовскую губернию в тот момент, когда крестьянские бунты охватили Балашовский уезд и стали распространяться на соседние. Он сурово расправился с бунтовщиками, а в обращении к сельскому населению губернии предупредил, что при повторении беспорядков "полиция и войска будут действовать решительно и беспощадно". Подобную твердость Столыпин умело сочетал с выдержкой и хладнокровием: где необходимо, лавировал, шел на уступки, как, например, в отношениях с местной земской оппозицией, стремясь привлечь ее на свою сторону.

 

Твердость и решительность Столыпина были оценены в "верхах" и обеспечили ему путь к министерскому посту. 26 апреля 1906 г. он был поставлен во главе Министерства внутренних дел, а после разгона 8 июля того же года I Государственной думы назначен председателем Совета министров, с сохранением за ним портфеля министра внутренних дел. Придворные круги встретили это назначение Столыпина сдержанно и настороженно. Несмотря на свое старинное дворянское происхождение, он не принадлежал к высшей аристократии и даже был ей чужд по своим взглядам и интересам.

 

Сразу же по вступлении на пост председателя Совета министров П. А. Столыпин разослал губернаторам два циркуляра, в которых говорилось, что "правительство прониклось твердым намерением отменить устаревшие законы", но "до введения новых" губернаторам предписывалось следить за неукоснительным исполнением действующих, "строго следить за населением, не разрешать собраний и митингов, применять меры предосторожности для пресечения беспорядков", а именно — "высылки, аресты и ссылки в отдаленные места губернии". Вместе с тем губернаторы предостерегались от применения "огульных" репрессий; им рекомендовалось проводить гибкую политику.

 

Террористические левые организации еще в 1905 г. приговорили Столыпина "к смертной казни". На него было совершено одиннадцать покушений. Среди них большой резонанс имел взрыв на даче Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге 12 августа 1906 г., произведенный террористами из организации эсеров-максималистов. От взрыва погибли 27 человек (в том числе и террористы), 32 были ранены. Среди раненых оказались четырнадцатилетняя дочь и трехлетний сын Столыпина. Сам Столыпин не пострадал.

 

В ответ на этот акт террористов последовал указ от 19 августа 1906 г. о введении военно-полевых судов в губерниях, объявленных на чрезвычайном положении. В течение последующих 6 месяцев по заключениям военно-полевых судов было вынесено I 102 смертных приговора террористам (686 из них были казнены). Расстрелы и виселицы (их, по образному определению депутата Думы кадета Ф. И. Родичева, окрестили "столыпинскими галстуками") применялись и после подавления революции.

 

Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник "твердой власти", Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на "модернизацию" России, развитие ее экономики и культуры, что в конечном счете позволило бы ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира.

 

16 ноября 1907 г. П. А. Столыпин выступил в Государственной думе со своей политической декларацией. Излагая программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности, он ставил проведение в жизнь этой программы в зависимость от принятия Думой его аграрной реформы. В его декларации четко отстаивалась защита самодержавия, которое "одно призвано в минуты потрясений и опасности для государства к спасению России па пути порядка и исторической правды". "Нынешний государственный строй России, — заявлял Столыпин, — есть строй представительный, дарованный самодержавием сверху". Поэтому, доказывал он, все "представительные учреждения" (имелись в виду Государственная дума и Государственный совет), как дарованные монархом, должны быть подчинены воле монарха.

 

Столыпин ратовал за превращение России в "государство правовое", но под эгидой самодержавия, которое и призвано создать такую "обновленную" Россию. "Осуждая всемерно произвол и самовластие, — говорил Столыпин, — нельзя не считать опасным и безвластие; бездействие власти ведет к анархии; правительство не может быть аппаратом бессилия". На нем "лежит святая обязанность ограждать спокойствие и законность", применяя и "жесткие" меры для подавления "беспорядков". Для предотвращения

 

"повторения событий 1905 года" Столыпин предлагал расширить прерогативы власти губернаторов, на местах уездных предводителей дворянства заменить уездными начальниками, назначаемыми Министерством внутренних дел из дворян. Он выступал за коренную реорганизацию местной администрации, усиление полиции путем расширения ее штатов, за увеличение жалованья чиновникам.

 

Применение жестких мер, по утверждению Столыпина, — "не реакция, а порядок, необходимый для проведения широких реформ; только то правительство имеет право на существование, которое обладает зрелой государственной мыслью и твердой государственной властью". Провести успешно реформы может лишь "твердая власть", причем нельзя проводить реформы в нестабильной обстановке. Отсюда и выдвинутое им требование — "сначала успокоение, а затем реформы". В обстановке социальной опасности, доказывал Столыпин, государство "обязано принимать самые строгие, самые исключительные законы, дабы оградить себя от распада". Он допускал, что "государственная необходимость может довести до диктатуры", и в условиях "социальной смуты" диктатура может стать "выше права", но тут "надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества". "Вам, господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия", — заявил Столыпин депутатам левых фракций Государственной думы, будучи глубоко убежден, что избранный им политический курс как раз и ведет к укреплению "великой России".

 

Для проведения в жизнь своей программы реформ Столыпин стремился отвести не только социальную опасность изнутри, но и избежать военной извне. Вынося на обсуждение Государственной думы и Государственного совета правительственные программы укрепления обороноспособности страны, он постоянно подчеркивал необходимость избегать втягивания России в какой-либо военный конфликт.

 

После революционных событий 1905–1907 гг. наиболее дальновидные политики понимали, что для предотвращения социального взрыва необходимо реформировать многие стороны жизни общества, прежде всего решить крестьянский вопрос. Инициатором реформы стал председатель Совета министров (1906-191 1 гг.) П.А. Столыпин. П.А. Столыпин, бывший саратовский губернатор, позже министр внутренних дел, был назначен премьер-министром в 44 года. Являлся реформатором авторитарного типа. Столыпин был убежден, что без стабилизации обстановки в стране, без «успокоения» народа даже путем жестоких мер намеченные преобразования обречены на провал. За свою жесткую политику в либеральных и радикальных кругах снискал славу «вешателя».

 




Содержание реформы

 

9 ноября 1906 г. был издан указ, который:

1) предоставлял крестьянам право свободно покидать общины, закрепляя в собственность причитающуюся часть общинной земли;

2) крестьянин мог получить землю в виде отдельного участка (отруб), на который мог перенести и свою усадьбу (хутор).

 

Таким образом, указ не разрушал специально крестьянские общины, но развязывал руки крестьянам, желавшим хозяйствовать самостоятельно. Таким образом, планировалось создать в деревне прослойку крепких домовитых хозяев, чуждых революционному духу, и в целом повысить производительность сельского хозяйства. Указ, принятый в период междумья, сразу вступил в действие как «чрезвычайный».

 

Большая роль возлагалась на Главное управление землеустройством и земледелием (с 1908 г. – Министерство земледелия), которое организовало на местах правильное размежевание земли.

Планировалось развитие медицины и ветеринарии, оказание социальной помощи крестьянам.

Чтобы разрешить вопрос малоземелья, были организованы переселения крестьян из зон с острым дефицитом земли в Сибирь, Казахстан, другие районы. Переселенцев, кроме того, освобождали на длительное время от налогов, выдавали денежное пособие по 200 руб. на одну семью.

 

Итоги реформы:

1) к 1916 г. из общин выделилось около 26 % домохозяев, что очень много. Но только 6,5 % из них перешли на отруба, а 3 % организовали хутора, в основном это были середняки, крепкие крестьяне (кулаки) зачастую не торопились покидать общины, так как обычно возглавляли их организацию;

2) оказанию крестьянству медицинской и социальной помощи мешал недостаток средств;

3) организация переселения оказалась не на высоте, поэтому из 3,5 млн переселенцев около 500 тыс. самостоятельно возвратились обратно. Хотя в целом эта политика имела прогрессивный характер, население Сибири увеличилось, было освоено около 30 млн десятин земли;

4) самыми значительными удачами реформы оказались ее косвенные результаты:

– у крестьян проснулся интерес к достижениям агрономической науки;

– увеличился спрос на сельскохозяйственные машины и инструменты;

– начала развиваться свободная крестьянская кооперация, как потребительская, так и производительная.

 

Принято также считать, что для достижения основной цели реформы – хозяйственного подъема, укрупнения середняцких хозяйств – необходимо было время, которого реформе отпущено не было. Ее пришлось прервать из-за начала Первой мировой войны.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: