В понятии индивид зафиксирован факт принадлежности к человеческому роду. Человек - биосоциальнье существо, которое наделено сознанием, речью - высшие психические функции. Человек имеет определенный стиль деятельности, может создавать и улучшать условия своего проживания. Личность – это качество социальное, это конкретно взятый человек в системе таких психологических характеристик, которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, которые определяют нравственные поступки человека, которые имеют значение для него самого и для окружающих. Индивидуальность - отличие одной личности от другой. Определяется следующими параметрами: характер, темперамент, способности, направленность, индивидуальные качества познавательных процессов, индивидуальный стиль деятельности и общения.
Процесс становления личности имеет следующую цепочку: социально-экономическая формация, социальная среда, образ жизни (путь, который позволяет сформировать те или иные личностные особенности). Социализация личности - это процесс становления личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек перенимает определенные правила и нормы, которые устанавливает общество.
|
|
Этапы социализации:
• Этап адаптации (от рождения до подросткового периода 14 лет).
• Этап индивидуализации (процесс заявления о себе обществу) с 18 лет до 23 лет. К окончанию подросткового периода примерно к 18 годам формируется образ я и я-концепция (представление о самом себе).
• Этап интеграции (желание вписаться в общество и отвоевать свое место в нем) с 23 лет примерно до 30 лет. В этот период может быть 3-и позиции:- позиция конформизма (внешнее соглашение с массой или группой); - агрессивные тактики поведения, защита своего я, своей непохожести на других; - стать таким как все.
• Трудовая стадия - человек воспроизводит тот опыт, который он накопил, от 30 лет до 55/60 лет.
• Послетрудовой период (передача опыта и знаний следующим поколениям) с 60 лет и т.п.
Структура личности, характеристика подструктур (примеры структур личности).
Структура личностипо Платонову имеет следующие подструктруры:
• Биологическая обусловленность - пол, внешность, конституция, свойства нервной системы, высшая нервная деятельность, тип темперамента.
• Структура индивидуальных познавательных процессов – мышление, память, внимание, речь, способности.
• Подструктура социального опыта - знания, умения и навыки.
• Направленность личности (активный двигатель жизненных процессов человека). Существуют формы направленности: желания, влечения, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, склонности.
Структура по Фрейду:
• Я - сознание. Работает по принципу реальности. Самосознание человека. Самооценка и отношение к себе.
• Оно - бессознательное. Работает по принципу удовольствия. Унаследовано человеком от животного природного опыта.
• Сверх-Я–находиться частично на сознательном, частично на бессознательном уровне. Руководствуется идеальным представлением и тем, как надо вести себя в обществе(правила, ценности и нормы общества).