Психологияинвалидности

 

 

Методические указания

 

 

Ярославль 2004

ББКЮ 959я73

               П 86

УДК 316.6

 

Составитель Н.А. Соловьева

 

 

Психология инвалидности: Метод. указания / Сост. Н.А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. 47 с.

 

Рассматриваютсяосновныеположениясоциально-психологическихвзаимоотношенийлюдейсограниченнымивозможностямииобщества, атакжесоциально-психологическиепроблемыинвалидов. Особоевниманиеуделеносоциальнойреабилитациикакосновномуизнаиболееважныхусловийинтеграциилицсограничениямивобщество.

Предназначеныдлястудентов, обучающихсяподисциплине "Психологияинвалидности" (блокДС), специальности 350500 Социальнаяработа, очнойформыобучения, дляаспирантов, атакжевсехтех, ктоинтересуетсяпроблемойинвалидностивРоссийскойФедерации.

 

 

Рецензент кафедрасоциальныхтехнологийЯрославскогогосударственногоуниверситетаим. П.Г. Демидова.

 

 

© Ярославскийгосударственныйуниверситет, 2004

© СоловьеваН.А., 2004

 

Человеческаяжизньявляетсяоченьхрупкой. Впроцессежизникаждыйгражданиннаходитсявопасностипереднаступлениемобстоятельств, которыемогутсамымнепосредственнымобразомотразитьсянасостоянииегоздоровьяитрудоспособности. Вомногихслучаяхчеловекнеможетпреодолетьуказанныеобстоятельствасамостоятельно, посколькуонивзначительнойстепенипредопределяютсяобъективнымисоциально-экономическимиусловиямижизни, тесносвязаныспроизводственнойдеятельностью, практическинезависятотеговоли. Ониоказываютпрямоевоздействиенанормальноефункционированиеобществавцелом, поэтомугосударствовопределеннойстепенипринимаетнасебяответственностьзаихнаступление, предоставляетгосударственныепенсии, пособияидругиевыплатынетрудоспособнымгражданам, оказываетиммедицинскуюиинуюпомощь [1] .

Анализисторииразвитияпроблемыинвалидностисвидетельствуетотом, что, пройдяпутьотидейфизическогоуничтожения, неприязни, изоляциидоконцепцийпривлеченияктруду "неполноценных" членов, обществоподошлокпониманиюнеобходимостиреинтеграциилицсфизическимидефектами, патофизиологическимисиндромами, психосоциальныминарушениямивобщество.

Всвязисэтимвозникаетнеобходимостьпересмотретьклассическийподходкпроблемеинвалидностикаккпроблемеопределенногокруга "неполноценныхлюдей" ипредставитьинвалидностькакпроблему, затрагивающуюсообществововсейегосовокупности.

Растущаявроссийскомобществеозабоченностьвозможныминеблагоприятнымипоследствиямиинституциональногоисключениярядасоциальныхгрупп, втомчислеинвалидовиихсемей, нетолькослужитстимуломдляразработкипрограммсоциально-реабилитационнойнаправленности, ноитребуетфундаментальногоанализапроцессовизмененияиспособоввоспроизводстваособенностейсоциальнойструктуры. Широкоепроблемноеполеанализасоциальногонеравенства, включающеевопросысоциальныхиэкзистенциальныхсмысловнетипичности, разнообразныхсоциальныхпрактикисключенияиконструированиямаргинальнойидентичности, задаетаксиологическиеориентирыисследованияинапрямуюзатрагиваетосновныетеоретическиеинтересысовременноймировойсоциологии, теориикультуры, социальнойполитикиисоциальнойработы, концептуализируетосновыглобальнойситуации XXI века.

Форумпоевропейскойсоциальнойполитике, которыйсостоялсявмарте 1996 годавБрюсселе, подтвердил, что, длятогочтобысоциальноеразвитиеохватывалокаждогочелнаобщества, потребуетсятакойподходкпониманиюгражданства, прикоторомкаждыйчеловекпринимаетнасебяобязательствапоотношениюкдругим. Былобыошибкойдумать, чтоуважениеправ – этоделолишьобществаисоциальнойполитики; практическоевыполнениеправзависитиотмежличностныхотношений, отсмыслаиндивидуальнойответственностипереддругими: несуществуетправбезобязанностей, нетдемократиибезгражданскогообязательства. ВопросыдемократизациисоциальногоразвитияРоссиивплотнуюсвязаныссоблюдениемправинвалида, реализациейсоциальнойполитикинауровнеиндивида, реализациейобщественныхотношенийваспектеинституциализациисоциальнойработы.

Развитиероссийскогообществапопутигуманностиицивилизованноститребуетосознанияпроблемнетипичности, развитиятолерантностиипредоставлениясоциальныхгарантийлюдямсограниченнымивозможностямиваспектенормализацииихжизни, социальногоучастия. Особоактуальнымстановитсявэтойсвязиизучениепроблемнаиболееуязвимыхгруппнаселения, вчастностисемейсдетьми-инвалидами. Донедавнеговремениполитикаизоляциивотношениикинвалидамбылаопределяющейтенденциейотечественногосообщества. Сегодняситуацияменяется. Развиваетсясистемасоциальнойподдержки, растетпрофессионализмсоциальныхработников, специализирующихсянапомощиинвалидам, издаютсязаконы, разрушающиефизическиепреградывжизниинвалидов. Однакосложившиесяпсихологическиестереотипывосприятияинвалидов, социальныеустановкипоотношениюкнимизменитьдовольносложно. Дляэтоготребуетсяразвитиекультурныхценностейгражданскогообщества, таких, кактолерантность, эмпатия, уважениечеловеческогодостоинства, гуманизм, равенствоправ, независимость.

ПроизошедшеевРоссиизапоследниепятьлетудвоениечисленностилюдейсограниченнымивозможностями, имеющимистатусинвалида, – явление, требующееконцентрациивниманияинститутовздравоохранения, образованияисоциальнойзащитынамежведомственном, междисциплинарномуровнепревентивныхуслуг, предоставляемыхинвалидам. Одинизважныхаспектовэтойпроблемысостоитвнеобходимостифорсированиявзаимодействияисследователейипрактиковизсоответствующихструктурсучетоммеждународныхстандартовпрофессиональнойэтикиипринциповработывкоманде.

Проблемасоциальногостатусаинвалидавпоследнеевремяпривлеклавниманиедостаточнобольшогоколичестваотечественныхисследователей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро, Е.Ф. Ачильдиева, А.А. Баранов, Р.К. Игнатьева, Л.К. Грачев, Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, В.В. Кузнецова, С.С. Кучинский, С.П. Пяпков, Г.Г. Силасте, Н.Б. Шабалина, И.А. Шамес, С.П. Шевчук, Ю.Г. Элланский). Темнеменееразрешениеэтойпроблемыещетребуетдальнейшегоанализаиосмысления.

Данныеметодическиеуказанияявляютсяопределеннымвкладомвисследованиепроблемыпсихологииинвалидностиипредназначеныдлястудентовдневногоотделенияспециальности «Социальнаяработа» Ярославскогогосударственногоуниверситетаим. П.Г. Демидова, изучающихкурс «Психологияинвалидности». Курссостоитиз 18 лекционныхчасови 18 часовсеминарскихзанятий. Поокончанииегоизучениястудентысдаютэкзамен. Данныйкурссостоитиздвухчастей. Впервойчастиосвещеныисторические, социальнопсихологическиеиправовыеаспектывзаимоотношенияобщества, государстваиинвалидов. Втораячастьпосвященаизучениюсоциальнойреабилитациикакодногоизосновныхусловийинтеграцииинвалидоввобщество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: