Социально-психологическаяреабилитация

Всоциально-психологическомпланеинвалидностьставитпередчеловекоммножествопроблем. Инвалидностьвлечетзасобойизменениеличностиижизнедеятельности. Чащевсеговсемьеинвалидстановитсяполнымиличастичнымиждивенцем, нуждающимсявспециальномуходе, попадаявзависимостьотчленовсвоейсемьи. Впроизводственнойсфереиз-заограниченийвозможностейснижаетсяегопроизводительностьтрудапосравнениюсоздоровымилюдьми, чтоспособствуетпоявлениюуинвалидачувстванеполноценности.Происходитразрушениепрежнихсоциальныхсвязей, посколькувозможностиинвалиданевсегдасоответствуютожиданиямокружающих.

Насовременномэтаперазвитияроссийскогообществаважнейшимусловиемуспешнойсоциальнойреабилитацииявляетсявнедрениевобщественноесознаниеидеиравныхправивозможностейдляинвалидов.

Однойизсложностейинтеграцииинвалидоввобществоявляетсяотношениездоровыхкним. Хотяучеловекасограничениямиимеютсяпотенциальныевозможности, здоровыенехотят, боятсяилинеумеютснимиобщаться, работодателиопасаютсяприниматьихнаработу, несмотрянаквотыильготыприналогообложении.

Организационныемерысостороныгосударства, призывысоздатьусловиядлявхожденияинвалидоввобщество, неподготовленныепсихологически, будутнеэффективны.

Сложившеесявобщественномсознанииотношениекинвалидамможнооцениватькакамбивалентное: соднойстороны, онивоспринимаютсякакотличающиесявхудшуюсторону (здоровыечастосчитаютинвалидовболеенесчастными, грустными, враждебными, подозрительными, замкнутыми, т.е. переоцениваетсяих "несчастливость"), асдругой – здоровыеиспытываютпоотношениюклюдямсограничениямисимпатиюисочувствие. Наличиетакойамбивалентностивобществеспособствуетломкенегативныхстереотиповиулучшениювзаимоотношенийздоровыхиинвалидов.

Принимаяидеюинтеграциивобществоиактивнуюжизнь, инвалидыопираютсяненасоциально-экономическиеиматериальныекритерии, анасоциально-психологическиеосновывзаимоотношенийсоздоровымилюдьми.

Приорганизациисоциально-психологическойреабилитации важноучитыватьфактдобровольногоучастиявэтомпроцессесамихинвалидов. Основнымикритериямистепениучастияможносчитатьвозраст, местопроживания, материальныйдоход, жилищно-бытовыеусловия, отношениексвоемуфизическомусостоянию.

Участиевпроизводительномтрудеявляетсяоднимизведущихфакторовсоциально-психологическойреабилитациииэффективнойадаптациикобщественнойжизниисвоемусостоянию. Кромеповышенияматериальногоблагосостояния, работапозволяетинвалидамощутитьсебяполноценнымичленамиобщества.

Влюбойсемье, имеющейнасвоемпопеченииинвалида, существуюткакобщие, такичастныесоциально-психологическиепроблемы, которыезависят, соднойстороны, отуровняадаптированностиздоровыхчленовсемьикаккситуациипоявленияинвалида, такиксамомуинвалиду, асдругойстороны, ототношениясамогоинвалидаксемьеисвоемуположению.

Семье, гдепоявляетсяинвалидтрудоспособноговозраста, свойственноизменениесоциальныхролейиобязанностей, появлениеучеловекасограничениямичувствавины, ненужности, обузы, аучленовсемьискрытойилиявнойагрессии, раздражения, брезгливости, недовольства. Неблагоприятныйклиматиконфликтныеситуацииспособствуютраспадусемьи.

Существуетчетыреосновныхтипаприспособлениячеловекасограниченнымивозможностямикситуацииинвалидности:

• активно-позитивнаяпозиция, длякоторойхарактерностремлениепоискасамостоятельноговыходаизсложившейсяситуации, сопровождающеесяблагоприятнымисоциально-психологическимиособенностямиличности (достаточновысокойсамооценкой, удовлетворенностьюжизньюит.д.);

• пассивно-негативнаяпозиция, вкоторойнеудовлетворенностьсвоимположением (нарядусотсутствиемжеланиясамостоятельноулучшитьего) сопровождаетсязаниженнойсамооценкой, психологическимдискомфортом, настороженнымотношениемкокружающим, тревожностью, ожиданиемкатастрофическихпоследствийдажеотбытовыхнеурядицидругиминегативнымисоциально-психологическимиособенностями;

• пассивно-позитивнаяпозиция, котораяприобъективнонеудовлетворенномсоциально-экономическомположенииинизкойсамооценкеприводитвцеломкотносительнойудовлетворенностисуществующейситуациейи, какследствие, отсутствиюжеланияактивноменятьеевлучшуюсторону;

• активно-негативнаяпозиция, котораяприпсихологическомдискомфортеинеудовлетворенностижизньюнеотрицаетжеланиясамостоятельноизменитьсвоеположение, однакопрактическихпоследствийэтонеимеетвсилурядасубъективныхиобъективныхобстоятельств.

Спомощьюшкалыобъективнойоценкимогутбытьдиагностированытипыакцентуацийхарактера (подробноеописаниесм. ЛичкоА.Е., ИвановН.Я., 2001), которыеявляютсякрайнимвариантомнормы. Наличиеакцентуацийхарактерасвидетельствуетотом, чточеловекнаходитсявтруднойситуациифрустрацииидепривацииведущихпотребностей.

А.Е. Личкоописываеттакиетипыакцентуации, какциклоидный, астеноневротический, сенситивный, психастеническийтипы.

Циклоидный тип (Ц): фазыгипертимностиисубдепрессиичередуютсядругсдругомиинтермиссиями – длительностькаждойизнихвподростковомвозрастечащевсего 1-2 недели. Всубдепрессивнойфазепадаетработоспособность, ковсемуутрачиваетсяинтерес, становятсявялымидомоседами, избегаюткомпаний. Неудачиидажемелкиенеурядицытяжелопереживаются. Серьезныенарекания, особенноунижающиесамолюбие, способнынавестинамыслиособственнойнеполноценностииненужностииподтолкнутьксуицидныммыслямипопыткам. Всубдепрессивнойфазетакжеплохопереноситсякрутаяломкастереотипажизни. Самооценкауинвалидовциклоидовформируетсяпостепенно, померенакопленияопыта "хороших" и "плохих" периодов. Принедостаткетакогоопытасамооценкабываетещенеточной.

Астеноневротический тип (А): главнымичертамиявляютсяповышеннаяутомляемость, раздражительностьисклонностькипохондричности. Утомляемостьособеннопроявляетсяприумственныхзанятияхивобстановкесоревнований. Приутомленииаффективныевспышкивозникаютпоничтожномуповоду. Раздражениелегкосменяетсяраскаяниемислезами. Самооценкаобычноотражаетипохондрическиеустановки.

Сенситивный тип (С): двеглавныечерты – большаявпечатлительностьичувствособственнойнеполноценности. Всебевидятмножествонедостатков, особенновобластикачествморально-этическихи волевых. Замкнутостьобычновнешняя. Робостьизастенчивостьпроявляютсясредипостороннихивнеобычнойобстановке. Снезнакомымитрудныдажеформальныеконтакты. Стеми, ккомупривыкли, бываютдостаточнообщительны. Никделиквентности, никалкоголизациисклонностинеобнаруживают. Непосильнойоказываетсяситуация, когдаинвалидыстановятсяобъектомнедоброжелательноговниманияокружающих, когданарепутациюпадаеттеньилиониподвергаютсянесправедливымобвинениям. Самооценкаотличаетсявысокимуровнемобъективности. Отказотвечатьпредпочитаютнеправде.

Психастенический тип (П). Главнымичертамиявляютсянерешительность, склонностькрассуждениям, тревожнаямнительностьввидеопасенийзабудущеесвоеисвоихблизких, склонностьксамоанализуилегкостьвозникновениянавязчивыхидей. Отвечатьзасебяиособеннозадругихбываетсамойтруднойзадачей. Защитойотпостояннойтревогизавоображаемыенеприятностиинесчастьястановятсявыдуманныеприметыиритуалы. Нерешительностьособеннопроявляется, когданадосделатьсамостоятельныйвыбор. Деликвентностьиалкоголизациянесвойственны. Самооценкадалеконевсегдаотличаетсяправильностьюиполнотой. Встречаетсятенденциянаходитьусебячертысамыхразныхтипов, включаяабсолютнонесвойственные.

Акцентуациихарактераусугубляюттрудностисамореализации, которыевместесфизическойслабостьюприводяткформированиюкомплексанеполноценности. Комплекснеполноценности, поА. Адлеру, – источникразвитияличности, котороепроисходитвпроцессепреодолениясобственных "дефектов". Ю. Власовписалотом, чтожизнь – этоактволи.

Важнейшимипоказателямисоциально-психологическогокомфортаинвалидовявляютсяудовлетворенностьжизнью, котораясознательноилибессознательносвязываетсяссоциально-экономическимиреформамивстране; сизменениямивзаимоотношенийссоциумом; сэмоциональнымсостоянием; суровнемсамооценки; соответствиемиадекватностьюмерпосоциальнойзащите.

Такимобразом, социально-психологическаяреабилитацияявляетсяважнейшейсоставляющейсоциальнойреабилитации. Имеющиесяивновьорганизующиесясоциально-реабилитационныеслужбыдолжныучитыватьееаспектдляразработкиэффективныхиадекватныхмерспривлечениемдляихреализациивысококвалифицированныхпрофессионалов, втомчислеисоциальныхработников.

Отношениексвоемузаболеваниюисостояниювпервуюочередьзависитоттого, насколькочеловексограниченнымивозможностямиадекватноихпонимает. Каждыйинвалидпо-своемуоцениваетболезненныеощущенияизаболеваниявцелом. Однакоэтонеисключаетналичияиобщих, присущихразличнымформамболезниивозрастнымкатегориямзакономерностейпсихологическихсдвиговприсоматическихзаболеваниях. Будучисубъективным, поформепроцессстановленияотношениякболезниявляетсяобъективнымпознавательнымпроцессом. Личностнаяреакциялюдейсограниченияминасоматическоезаболеваниеносит, поопределениюврачейА.В. КвасенкоиЮ.Г. Зубарева, названиесоматонозогнозии (СОГ).

ОсновнымиэтапамиформированияСОГявляютсясенсологический ("чувствительный"), оценочныйиэтапотношениякболезни. Каждыйвсвоюочередьимеетрядкомпонентов. Оставивчистомедицинские, рассмотримличностныереакциибольного. Онивначалеболезни, особенноеслиначалоболезнипришлосьнасознательныйпериоджизниребенка, характеризуютсяпсихогенно-стрессовымсостоянием, разгарболезни – адаптацией, аисход – вбольшинствеслучаевреабилитацией. Однакодляинвалидовдетстваиинвалидоввообщеэтоправиломожетнесоблюдатьсяполностьюпопонятнымпричинам.

Вцеломотношениекболезнибываетрационалистическим, оптимистическим, пессимистическим. Наоценкуопределеннонакладываютсяфакторыизлечимостиболезнисмедицинскойточкизрения, возможностиулучшитьсвоюжизньприпомощиразличныхортопедическихсредств, знаниечеловекомжизнииумениежитьиориентироватьсявжизненныхситуациях, уровеньобразования, чертыхарактераитемперамента, социологическийклиматвокругбольного, материальноеположениеидр.

Всеэтонаэтапеоценкиприводитквыработкевдальнейшемотношениякболезни. Наиболееудачнымдляреабилитациипринятосчитатьреалистичныйподходкболезнисоптимистическимиэлементами (веройвуспех).

Вероятностьреабилитациивмедицинскомаспектеутакихинвалидоввыше, авслучаеневозможностиеесохраняются (и, какправило, удаются) высокиешансынаадаптациювсоциологическомидушевномпланах. Так, снаучной точкизрениядавноустановлено, что формадушевногосостояниябольногопрямовлияетнаскоростьвыздоровлениятканейифункционированияорганизма.

Существуютследующиепсихологиибольногоснарушениямиопорно-двигательногоаппарата. Имеютсядваосновныхтипаинвалидов: инвалиды, укоторыхинвалидностьноситвременныйхарактериимеютсянеплохиешансынаполноевыздоровление, иинвалиды, чьяинвалидностьноситдлительныйилипожизненныйхарактер. Кпервойгруппеотносятсяинвалиды, получившиеразличныевидытравмизаболеваний, носящиевременныйхарактер, которыеподдаютсялечению.

Ковторой – больныеструдноизлечимымиформамиболезни: детскийцеребральныйпаралич, полиомиелит, ампутации. Аизгруппыпричин, вызывающихпотерюопорно-двигательнойфункции, следуетособовыделитьтравмы, родовуютравму, инфекциюинаследственныепатологическиенарушения.

Кхарактернымпсихологическимособенностямтравмыотносятсярезкий, "взрывной" этаппереживаний, обусловленныйшоком, острымстрахомзасвоюжизнь, здоровье. Напочвеэтогомогутвозникнутьвдальнейшемфобические (боязненные) состояния, ведущиекнервно-психическимрасстройствам.

Этотэтапхарактеризуетсямалойпродолжительностью, ноимеетважноезначениедляпоследующеголечения. Требуетсяпреждевсегоправильныйпсихологическийподходмедработниковиблизкихкпроблемаминвалида, созданиеусловий, направленныхнапредотвращениестраха, иоказаниеграмотноймедицинскойпомощи.

Практическивсеминвалидамснарушениемопорно-двигательногоаппаратапопричинетравмытребуетсяхирургическаяоперация. Всвязисэтимвозникаютпроблемыправильнойпсихологическойподготовкикней. Какправило, инвалиднеможетадекватноотноситьсякэтойпроблеме, унегопроявляютсячувствабеспокойстваистраха. Членысемьитакжезачастуюнеадекватноведутсебявэтойситуации. Помочьим, правильноразъяснитьцельивозможностиоперации, ихотношениякинвалиду – этазадачатакжедолжнарешатьсяспециалистами.

Наиболеедлительнымэтапом, апотомуболеесложнымявляетсяпериодадаптации. Так, например, однойизформадаптацииподростка-инвалидавобществеявляетсягрупповаяпсихотерапия, вчастности, вусловиях, когдаинвалиднаходитсявспециальномлечебномиливоспитательномучреждении, гдеснимпостояннозанимаютсяпедагоги, гдеегоокружаетпостояннаягруппатакихжелюдей, какон. Вэтихусловияходнойизперспективныхформпсихокоррекцииеговыступаютпсихокоррекционныегруппы, которыеонможетпосещать, обучаясьвобычнойшколеилиужезакончивее, доконцасвоейжизни.

Психокоррекционныминазываютсянебольшиегруппылюдей, объединившихсянавремя. Такиегруппыимеютназначенногоруководителя, общуюцельмежличностногоисследования, личностногонаучения, ростаисамораскрытия. Так, выделяютшестьпроцессов, являющихсяобщимидляпсихокоррекционныхгрупп: облегчениевыраженияэмоций, порождениеощущенияпринадлежностикгруппе, обязательностьсамораскрытия, опробованиеновыхвидовповедения, санкционированноегрупповоеосуществлениемежличностныхсравнений, разделениеполидерамответственностизаруководствогруппами.

Средипсихокоррекционныхгруппмогутбытьвыделеныиподходятдляадаптацииинвалидовследующие: группыорганизационногоразвитияилирешенияпроблем, группыподготовкируководителейиобучениямежличностнымумениям, группыличностногороста, терапевтическиегруппы. Напрактикецелиэтихгруппперекрещиваются.

Кпреимуществамгрупповойформыадаптацииотносится: возможностьполученияобратнойсвязииподдержкиотлюдей, имеющихобщиепроблемыилипереживаниясучастникомгруппы.

Всферемежличностныхотношений, вовремяигры, винтимныемоментычеловекиспытываетпотребностьвэмоциональномтеплеиконтактесдругимчеловеком. НедаромвсвоевремяДэвидРазманназвалцелоепоколение "одинокойтолпой". Социальныепротиворечиясовременногороссийскогообществамогутвызватьиуздоровогочеловекачувствазамешательстваибессилия. Такимобразом, опыт, приобретенныйвспециальныхгруппах, оказываетпротиводействиеотчуждению, помогаетрешениюпроблемвмежличностномобщении. Группаоказываетсямикрокосмосом, отражающимвнешниймиридобавляющимчастицуреализмавискусственносозданноевзаимодействие. Такиескрытыефакторы, какдавлениепартнеров, социальноевлияниеиконформизм, постоянновстречающиесявгруппах (коллективах) наработе, учебе, отдыхе, лечении, находятсвоеотражениевпсихокоррекционныхгруппахивоздействуютнаиндивидуальныежизненныеустановкии изменениеповедения. Вгруппечеловекчувствуетсебяпринятымипринимающим, пользующимсядовериемидоверяющим, получающимпомощьидающимее. Реакциидругихнатебяитвоинадругихвгруппепомогутрешитьмежличностныепроблемывнегруппы, вобществе.

Вгруппечеловекнетолькообучаетсяправильновестисебявобществе, ноичувствуетсебякомфортнее, лучше, посколькусчитаетсебяравнымдругим. Наблюдаяпроисходящиевгруппевзаимодействия, участникимогутидентифицироватьсебясдругими, аобратнаясвязьоказываетвлияниенаоценкуиндивидуумомсвоихустановокиповедения, формированийконцепциисвоего "Я". Ктомужегрупповаяформапсихотренингаболееэкономическивыгодна, чеминдивидуальная, иподходитпрактическивсембольнымсразличныминарушениями.


[1] См.: МачульскаяЕ.Е. Правосоциальногообеспечения. М., 1997.

[2] ЯломИ.Д. Экзистенциальнаяпсихотерапия / Пер. сангл. Т.С. Драбкиной; Предисл. Л.М. Кроля. М., 2000. С. 574.

[3] МайленоваФ.Г. Дваликаодиночества // Человек. 2002. № 2.

[4] ДолгиноваО.Б. Изучениеодиночествакакпсихологическогофеномена // Прикладнаяпсихология. 2000. № 4.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: