Основные понятия: мотив, мотивация, мотивировка, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, познавательный интерес, мотивация достижения.
Вопросы для самоподготовки
1. Мотивы учения, их виды и динамика в ходе обучения.
2. Методы диагностики мотивов учения школьников.
3. Пути и способы активизации мотивов учения в процессе обучения.
Практическое задание
- Подобрать 2-3 методики для диагностики мотивов учения.
- Разработайте и выделите педагогические приёмы, носящие мотивирующий характер, которые может использовать учитель в начале урока.
- Составьте программу исследования мотивов учения школьников в соответствии со следующими запросами:
- ученик 2-го класса плохо учится, хотя умственные возможности и социальные условия, удовлетворительные и позволяют учиться более успешно;
- Учащиеся 7-го класса обнаруживают стойкое нежелание учиться.
В программе указать цель исследования и конкретные методы изучения.
4. Заполните таблицу «Обучающийся как субъект учебной деятельности»:
Этапы обучения | Особенности мотивации | Особенности учебной деятельности | Особенности отношений со сверстниками и педагогами |
Начальная школа | |||
Основная школа | |||
Старшая школа | |||
ВУЗ |
5. Определите по высказываниям детей начальной школы виды учебных мотивов:
1). хожу в школу, потому что заставляет мама, если бы не она, не ходил бы;
2). хожу в школу, потому что нравится учиться, нравиться делать уроки;
3). хожу в школу, потому что у меня там много друзей, с которыми можно поиграть в разные веселые игры;
4). хожу в школу, потому что хочу быть большим, до школы был маленький, а теперь взрослый;
5). хожу в школу, потому что надо учиться, когда выучишься – сможешь стать. кем захочешь;
6). хожу в школу, чтобы хорошо закончить четверть и папа купил мне телефон.
Занятие №5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Основные понятия: внешняя гностическая деятельность, внутренняя гностическая деятельность, механизмы научения, знания, уровни усвоения знаний, представления, понятия, мыслительные операции, движения, действия, навык, Позитивный и негативный перенос, умения.
Вопросы для самоподготовки
- Виды, уровни, качества знаний, усваиваемых учащимися.
- Формирование представлений и понятий в процессе обучения.
- Психологические закономерности формирования навыка.
- Психологические особенности формирования учебных умений.
Практическое задание.
- подготовить конспект одного первоисточника.
- Разработать фрагменты любых уроков по формированию:
- нового понятия;
- любого учебного навыка.
3. Заполните таблицу «Взаимодействие субъектов образовательного процесса на разных этапах процесса усвоения»
Этапы усвоения | Действия учителя | Психические процессы, активизируемые учителем у учащихся | Действия учащегося |
4. Подумайте, в чем могут проявиться основные качественные характеристики усвоения учащимися рассмотренного вами выше знания на уроке и после него (прочность, личностная обусловленность, обобщение /принципа, программы и способа действия/, полнота и системность знаний, действенность) и какими должны быть действия учителя на уроке, чтобы усвоение учебного материала учащимися отвечало названным характеристикам. Ответ представьте таблицей:
Основные характеристики усвоения | Проявляются в следующих действиях учащихся | Обеспечиваются следующими действиями учителя |
Прочность | ||
Личностная обусловленность | ||
Обобщение (принципа, программы и способа действия) | ||
Полнота и системность знаний | ||
Действенность |
Занятие №6
ИНДИВИДУАЛЬНО_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ УЧЁТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Основные понятия: тип нервной системы, особенности нервных процессов, темперамент, интеллектуальное развитие, умственное развитие, способности, задатки, креативность, обучаемость, обученность, индивидуальный стиль познавательной деятельности.
Вопросы для самоподготовки.
- Темперамент школьника и успешности его обучения.
- Умственное развитие, его показатели и диагностика. Обучаемость и обученность.
- Способности, их учёт и развитие в обучении.
- Успешность учения и индивидуальный стиль познавательной деятельности.
Практическое задание
1. Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях:
а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.
б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.
в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.
г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.
2. Разработать рекомендации по учету особенностей темперамента в учебной деятельности.
3. По соотношению обученности и обучаемости можно выделить четыре группы учащихся:
- Учащиеся с высоким уровнем обученности и высоким уровнем обучаемости;
- Учащиеся с высоким уровнем обученности и низким уровнем обучаемости;
- Учащиеся с низким уровнем обученности и высоким уровнем обучаемости;
- Учащиеся с низким уровнем обученности и низким уровнем обучаемости.
Опишите психологические особенности каждого типа учащихся, дайте рекомендации по возможной коррекции недостатков.
Занятие №7