Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество курсовой работы.
Прежде всего, мы рекомендуем Вам обратиться к Педагогической энциклопедии в четырех томах. Российской педагогической энциклопедии (т. 1, 2) и специальным словарям, т.к. статьи в них содержат не только краткую информацию существа вопроса, но и список основных работ по данной проблеме, а затем для целенаправленного поиска - к каталогам библиотеки по методике исследования.
Каталоги - это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.
Чтобы по-настоящему осмыслить и самостоятельно раскрыть избранную тему, необходимо изучить отобранную литературу, но при этом надо следовать общим правилам чтения и методике ведения записей.
Курсовая работа, являясь по своему характеру описательно-обобщающей, требует анализа литературного материала, однако надо выбрать все действительно необходимое, важное. Поэтому в курсовую работу нет необходимости включать весь проработанный материалу имеющий к тому же различную ценность. И само изучение литературы также требует дифференцированного подхода. Одна ее часть содержит исключительно важный материал и поэтом/ требует тщательной проработки и конспектирования, другая затрагивает лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме курсовой работав и поэтому ее изучение не требует конспектирования, а ограничивается отдельными выписками, третья не касается избранной темы, а следовательно, и не требует проработки. Ф. Бэкон говорил, что есть книги, которые надо только отведать, другие лучшевсего проглотить и лишь немногие следует разжевать и переварить.
|
|
Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию 'их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса.
После уточнения темы приступайте к выработке гипотезы. Что такое гипотеза? Гипотеза (от греческого «гипотезис» - основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, из этого определения вытекают по меньшей мере, два следствия. Первое, что гипотеза должна содержать предположение. Второе, что это предположение должно касаться установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений.
|
|
Вместе с тем в литературе гипотезы различаются по их месту в процессе и по функциональному назначению. В.И. Загвязинскии, со ссылкой на философскую литературу, пишет о рабочей гипотезе и научной (или реальной) гипотезе. Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала. Научная (реальная) гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, сформулировать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию. Таким образом, здесь речь идет о гипотезе в начале исследования (рабочая гипотеза) и в ходе ее (научная гипотеза). Можно сказать, что научная гипотеза- это уточненная, видоизмененная рабочая гипотез Различаются они и по объему накопленного материала (научная гипотеза - на основе значительного фактического материала).
Как происходит формулировка рабочей гипотезы? Один из исходных пунктов - проблема. Гипотеза содержит предположение о решении поставленной проблемы. Одна из возможных формулировок рабочей гипотезы следующая:
Работа над выразительностью в лепке детей старшего и дошкольного возраста будет эффективна при условии: организации выставок натуральных предметов; организации восприятия предметов выставок; овладении детьми приемами выразительности в лепке (динамика, ритм, выразительность силуэта, пропорциональность соотношений частей, текстурная поверхность скульптурных образов). Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать выразительные средства скульптуры, доступные детям старшего дошкольного возраста
2. Выявить особенности восприятия детьми скульптурных форм.
3. Разработать серию занятий, способствующих усвоению выразительности приемов лепки.
4. Провести экспериментальную апробацию разработанной серии занятии.
Результаты проделанной работы целесообразно письменно оформить под названием «Обзор методической литературы и педагогического опыта», а также написать текст, где формулируется проблема, гипотеза, цели и задачи исследования.