Прогнозирование качества сборки соединений и выработка рекомендаций по изменению режимов сборки

При выполнении сборочных работ в результате действия сил запрессовки, прикладываемых крутящих моментов, могут возникнуть различные отклонения формы и расположения поверхностей и деталей сборочных единиц. Например, при запрессовке втулки на вал возможно увеличение наружного диаметра втулки или уменьшение диаметра отверстия вала, если он полый; при запрессовке обойм подшипников качения происходит уменьшение величины зазора в подшипнике и возможно даже его заклинивание; при затяжке резьбовых соединений с неперпендикулярными (в пределах допуска) торцовыми поверхностями возможен прогиб осей шеек вала, возможны и другие виды погрешностей при выполнении различных соединений.

При высоких требованиях к качеству сборки возникающие погрешности оказываются сопоставимыми с допусками на конкретные поверхности деталей или на расположение деталей. Поэтому в процессе проектирования для установленной операции должны выполняться проверочные расчеты на обеспечение требуемого качества сборки. На основании полученного результата делают заключение о правильности назначения основных геометрических и точностныхпараметров соединений или необходимости их изменения на конкретную величину. Формулы для выполнения проверочных расчетов на различные типовые соединения приведены в [1] и [4].

Пример. Необходимо определить величину радиального зазора в подшипнике после его запрессовки с посадкой L0/js6. Определим возможную величину уменьшения зазора:

,

где  – максимальный натяг в сопряжении кольца подшипника с валом ( мм); d – номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника; ; – наружный диаметр приведенного внутреннего кольца подшипника, имеющего в сечении прямоугольную форму при той же ширине и площади, равную площади реального кольца (dн = 48,92мм).

Тогда величина уменьшения зазора составит

Внутреннее кольцо подшипника по условиям работы может нагреваться на 15˚ больше, чем наружное, что вызовет уменьшение зазора на величину

,

где  – диаметр дорожки качения внутреннего кольца подшипника;  – разность температур внутреннего и наружного колец.

Для подшипника № 208 ГОСТ 8338–75 диаметр дорожки качения внутреннего кольца подшипника =47,3 мм, тогда

мм.

Фактический зазор не должен быть меньше допустимого, т.е.

.

Для подшипника № 208 e= 0,025 мм, а emin =0,005 мм. Тогда мм. Величина фактического зазора равна минимально допустимому радиальному зазору в подшипнике, следовательно, требуемое качество сборки будет обеспечено.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: