Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

 «Имей мужество пользоваться своим умом», – так немецкий философ Иммануил Кант определил умонастроение эпохи, которую называли веком Просвещения. Во второй половине XVIII в. в связи с общим экономическим подъемом в правящих кругах европейских стран нарастает осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется «просвещенным абсолютизмом». Не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм монархи проводили реформы в различных отраслях.

Идеи французских просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, Дидро выдвигали на первый план общество, конкретного человека, его личное преуспевание, что являлось отражением нарождающейся идеологии нового класса – буржуазии. Руссо предлагал создать демократическое государство, в котором бы каждый мог принимать участие в управлении. Вольтер активно проповедовал гуманность и справедливость, настаивал на отмене средневековых форм судопроизводства. Дидро призывал к уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян.

В 16 лет в Россию приехала принцесса ангальтцербская София Фредерика Августа, чтобы стать супругой племянника императрицы Елизаветы Петровны, а потом и императрицей. В 1745 г. состоялась ее свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной. Взойдя на престол в 33 года в 1762 г., она правила почти всю вторую половину ХVIII в., а начала свое царствование с идей «просвещенного абсолютизма» и попытки реализовать эти идеи на русской почве. Екатерина II познакомилась с трудами французских просветителей будучи еще княжной. Это были сочинения Вольтера, Монтескье, Даламбера, труды историков, экономистов, философов и естествоиспытателей. В дневнике княжны появились такие записи: «Свобода – душа всех вещей, без тебя все мертво». Она вела постоянную переписку с Вольтером, обсуждая государственные дела. В Европе о ней заговорили как о «великой Семирамиде Севера».

 Ключевым для императрицы в идеологии «просвещенного абсолютизма» стало слово «закон». В манифесте она изложила программу своего будущего правления. В нем говорилось о соблюдении православного закона, укреплении и защите Отечества, сохранении правосудия, искоренении зла и всяких неправд и притеснений. В 1767 г. Екатерина созвала в Москве специальную комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, духовенство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие половину населения страны, в работе комиссии не участвовали.

Екатерина подготовила специальный Наказ Комиссии по составлению проекта нового Уложения – теоретическое обоснование политики «просвещенного абсолютизма». Императрица была глубоко убеждена, что размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в форме абсолютной монархии.

Наказ состоял из 20 глав и 655 статей, из которых 294 Екатерина позаимствовала у Монтескье. «Мне принадлежит лишь расположение материала, да кое-где строчка, другая», – писала она Фридриху II. Главным положением этого документа было обоснование самодержавной формы правления и крепостного права, а черты просвещения просматривались прежде всего в создании судов, отделенных от административных учреждений, и признании прав людей делать то, «что законы позволяют».

Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола монарха. Учреждениям дано было право обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден, темен, что нельзя по оному исполнять». Прогрессивное значение имели статьи, определявшие экономическую политику правительства, включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли, промышленности и земледелия.

Комиссия, проработав чуть более года, была распущена под предлогом начала войны с Турцией, но главным образом потому, что Екатерина, узнав позиции различных групп населения, считала задачу выполненной, хотя ни один закон не был принят.

Идеи Наказа можно проследить в последующих законодательных акциях Екатерины II – и в Учреждениях о губерниях, и в Жалованных грамотах дворянству и городам, принятых после подавления крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева. В конкретных условиях России второй половины ХVIII в. Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии, опираясь на современный уровень знаний о природе и обществе.

Проявлением «просвещенного абсолютизма» явилась попытка императрицы сформировать общественное мнение с помощью журналистской деятельности. В 1769 г. она стала издавать сатирический журнал «Всякая всячина», где критиковались человеческие пороки и суеверия. Екатерина II открыла типографию Московского университета, во главе которой встал Н. И. Новиков – русский просветитель, публицист и писатель. Пушкин называл его «одним из тех, кто распространял первые лучи просвещения». Он сделал доступными широкому кругу читателей произведения В. Шекспира, Ж. Б. Мольера, М. Сервантеса, труды французских просветителей, русских историков. По его инициативе были опубликованы сочинения Д. И. Фонвизина, А. П. Сумарокова, Н. М. Карамзина.

Наряду с просветительскими успехами Новикова следует отметить и его огромную роль в формировании в России антикрепостнической публицистики, ведь он издавал много журналов, где впервые для России звучала критика крепостничества. Эти публикации подготовили появление впоследствии «бунтовщика хуже Пугачева» – А. Н. Радищева и его «Путешествия из Петербурга в Москву», где прозвучал призыв «совершенного уничтожения рабства».

Следует подчеркнуть, что не идеи «просвещенного абсолютизма», несомненно, повлиявшие на умонастроения Екатерининской эпохи,
а прежде всего система крепостничества, которая достигла в годы правления Екатерины своего апогея, является главной и определяющей чертой в характеристике этой эпохи.

 В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация церковного землевладения, в результате у церкви было отнято более миллиона душ крестьян, а для управления ими создана специальная коллегия – Коллегия экономики. Много бывшей церковной земли перешло дворянам в виде пожалования.

Серия указов 60-х гг. XVIII в. укрепила крепостническое законодательство, превратившее крепостных крестьян в людей, совершенно беззащитных от произвола помещиков, обязанных безропотно подчиняться их воле. Небывалые размеры приобрела в это время торговля крестьянами. В пользу крепостников в 1765 г. был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. По указу от 17 января 1765 г. помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу. В августе 1767 г. Екатерина II издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Юридически помещики были лишены лишь одного права – лишить своих крепостных жизни. Таким образом, дворянство еще более укрепляло свою власть над крестьянством.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: