Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и славянофилы

 

В условиях господства в идеологии теории «официальной народности», реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль.

 Следует пояснить, что либерализм – политический термин, созданный во Франции для обозначения взглядов, разделяемых поборниками конституционных свобод. Лозунг либерализма «Beatipossidentes» (блаженны имущие) – лозунг буржуазного класса. В России же носителями идей либерализма оказались представители дворянского сословия. Дворянская интеллигенция в начале и в середине Х1Х в. представляла собой ту интеллектуальную элиту, которая болела душой за судьбу родины, не могла мириться с существованием крепостного права, поэтому составляла оппозицию царизму, требуя реформ.

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано одно из «Философических писем» П. Я. Чаадаева, где прозвучала резкая критика не только современного состояния России, но и всей российской истории. В частности, автор писал: «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, у нас нет традиции... стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода… сколько ужаса в слове раб… заколдованный круг, мы гибнем, проклятая действительность»[27]. Автор видел спасение России в использовании европейского опыта, в духовной свободе, отказе от крепостного права.

Правительство объявило Чаадаева сумасшедшим, журнал «Телескоп» был закрыт. Но идеи, высказанные автором, вызвали  небывалый общественный резонанс и оказали сильное влияние на развитие либеральной мысли в России.

В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство.

 Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, И. Д. Беляев и многие другие. Наиболее выдающимися представителями западников были историки, юристы, писатели и публицисты: П. В. Анненков, В. П. Боткин, А. И. Гончаров, Т. Н. Грановский,        К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, В. М. Майков, П. А. Мельгунов, С. М. Соловьев, И. С. Тургенев, П. А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А. И. Герцен и В. Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы расходились в поисках путей развития страны.

Славянофилы, критикуя современную им Россию, еще более негативно относились к Европе. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией «официальной народности»). Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью славянофилы считали православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму.

«Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу», нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

 Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему «Записку о внутреннем состоянии России». В ней Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации. Он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов.

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что его реформы стали началом движения России во всемирную историю. Поскольку Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, Россия должна заимствовать опыт Европы. Западники считали, что следует добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу.

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. Прежде всего, как образно выразился Герцен, их объединяло почти физиологическое, безотчетное, страстное чувство любви к русскому народу. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти.

Российские либералы весьма негативно относились к революции, признавая лишь реформистский путь решения основных социальных вопросов России. Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России путь в будущее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: