II. Практические занятия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Историко-филологический факультет

О.Н. Владимиров

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

XVII–XVIII ВЕКОВ

Методические указания к изучению дисциплины

Новокузнецк

2016


УДК 371 (075.8)

ББК 83.3 (3)

В 57

 

 

Рецензенты:

В.В. Десятов, доктор филологических наук, профессор кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка Алтайского госуниверситета.

И.А. Пушкарёва, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики обучения НФИ КемГУ.

 

 


Владимиров О.Н.

В 57 История зарубежной литературы XII–XVIII веков: Методические указания к изучению дисциплины «История зарубежной литературы XVII–XVIII веков» для студентов-бакалавров историко-филологического факультета, обучающихся по специальности 050100 Педагогическое образование. Направленность (профили) подготовки – Русский язык и литература, Русский язык, Родной язык и литература / О.Н. Владимиров. – Новокузнецк:, 2016. – 51 с.

ISBN 

 

 

Методические указания, предназначенные для студентов-бакалавров историко-филологического факультета, включают сведения, необходимые для успешного усвоения предмета: содержание дисциплины, списки литературы, методические рекомендации студентам, планы практических занятий, материалы для самостоятельной подготовки, требования к зачёту и критерии оценивания ответа.

 

УДК 371 (075.8)

ББК 83.3 (3)

ISBN 

 

© Владимиров О.Н., 2016



Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «История зарубежной литературы XVIIXVIII веков» 9

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 14

Тема 1 «Жизнь есть сон» Кальдерона как драма барокко 14

Тема 2 Сонет в поэзии барокко 15

Тема 3 Трагедии Ж. Расина в контексте эпохи 16

Тема 4 Жанровое своеобразие «Потерянного рая» Д. Мильтона 17

Тема 5 Высокая комедия Мольера: «Тартюф» и «Дон Жуан» 18

Тема 6 Высокая комедия Мольера: «Мизантроп» 19

Тема 7 Высокая комедия Мольера: «Мещанин во дворянстве» 20

Тема 8 «Робинзон Крузо» Дефо как английский просветительский роман 20

Тема 9 «Путешествия Гулливера» Свифта и их место в Просвещении 21

Тема 10 Новаторство Филдинга – автора романа «История Тома Джонса, найдёныша» 22

Тема 11 Философские повести Вольтера 23

Тема 12 Драматургическое новаторство Бомарше 24

Тема 13 «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо как сентименталистский роман 25

Тема 14 Изображение любви в «Истории кавалера де Грие и Манон Леско» Прево 26

Тема 15 «Страдания юного Вертера» Гёте как сентименталистский роман 27

Тема 16 Трагедия Гёте «Фауст» как философско-художественный синтез Просвещения 27

Тема 17 Театральная полемика Гольдони и Гоцци 29

III. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Художественные тексты 29

Дополнительные художественные тексты (для углублённого освоения дисциплины) 31

Учебные пособия 32

Хрестоматии 33

Дополнительная учебная литература (для углублённого освоения дисциплины) 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Приложение 1. Терминологический минимум 36

Приложение 2. Контрольные вопросы и задания 37

Приложение 3. Творческие работы 45

Приложение 4. Требования к аттестации и критерии оценивания знаний и умений 48

Приложение 5. Электронные ресурсы дисциплины 49

 



ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания к дисциплине «История зарубежной литературы XVII–XVIII веков» адресованы студентам-бакалаврам II курса дневной и заочной форм обучения историко-филологического факультета, обучающимся по специальности 050100 Педагогическое образование.

Предлагаемый курс призван дать целостное представление о литературном процессе XVII и XVIII веков в его внутренних эстетических закономерностях и в связи с культурно-историческим развитием Европы в периоды английской (1648) и французской (1789) буржуазных революций.

Без знания западноевропейских литератур данного периода, развивавшихся в условиях глубоких социальных потрясений, становления новых общественных отношений, взаимодействующих с философией и идеологией того времени, невозможно понимание важнейших процессов как в западной литературе последующих столетий, так и в русской литературе, во многом ориентированной, начиная с XVIII века, на достижения и открытия иностранной словесности.

Основные смысловые акценты ставятся на специфике и взаимодействии ведущих художественных направлений, обусловивших сложную динамику литературного процесса изучаемых периодов (барокко, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм). Так, в частности, подчёркивается сочетание элементов барокко и классицизма в комедиях Мольера и трагедиях Расина, признаков классицизма и Просвещения в «Магомете» Вольтера, просветительских и сентименталистских черт в «Страданиях юного Вертера» Гёте и др.

В связи с этим задачами изучения дисциплины также являются выяснение причин возникновения названных направлений, их развития и смены, изучение национальных форм их воплощения, рассмотрение существенных особенностей художественного мастерства крупнейших писателей XVII и XVIII веков, выработка навыков анализа произведения в соответствии с его эстетическим «кодом» («Жизнь есть сон» Кальдерона как барочное произведение, «Разбойники» Шиллера как пьеса «Бури и натиска» и др.).

Особое внимание в лекциях и на практических занятиях уделяется творчеству Мольера, Свифта, Дефо, Гёте, а также темам «Классицизм», «Сентиментализм», поскольку эти темы включёны в составленные на основе «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения» школьные программы и учебники: под ред. В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького; Б.А Ланина, Л.Ю. Устиновой и В.М. Шапчиковой / под ред. Б.А Ланина; Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева / под ред. Г.С. Меркина.

Кроме связи этой дисциплины с курсами зарубежной и русской литературы, он имеет прямое отношение к «Теории литературы». Так, при изучении полемики Свифта и Дефо, Гоцци и Гольдони актуализируется понятие художественного вымысла, в оценке новаторства Филдинга и Стерна подчёркивается роль автора в их романистике. Связь историко- и теоретико-литературных курсов подтверждена ценными эстетическими исследованиями писателей этого периода (Буало, Дидро, Лессинг, Шиллер, Гёте).

Обращается внимание на переводы как факт поэтической интерпретации произведений (драмы Кальдерона в версии Бальмонта и Пастернака, «Фауст» Гёте в переводах Холодковского и Пастернака) и/или феномен русской литературы (баллады Шиллера и Гёте в переводах В. Жуковского, А.К. Толстого, Н. Заболоцкого, стихотворения Бёрнса в переложениях С. Маршака).

Структура курса традиционна: хронологическому принципу его построения подчинены монографический и родовой.

Ограниченное аудиторное время не даёт возможности рассмотреть творчество и отдельные произведения многих заслуживающих того художников, поэтому часть обязательных тем предлагается освоить самостоятельно (Дидро, Стерн, Лессинг).

Студентам, желающим обстоятельнее познакомиться с данным курсом, предназначены списки дополнительной художественной и учебной литературы, призванные помочь в углубленном освоении материала.

Изучение дисциплины требует добросовестной работы в течение семестра на лекциях и практических занятиях, посещение которых является обязательным.

Цель курса лекций – дать целостное представление о литературном процессе XVII–XVIII веков в его внутренних закономерностях. Основные виды работ студентов во время лекций – слушание излагаемого преподавателем материала и его конспектирование в соответствии с заявленным планом. При этом надо внимательно следить за развитием мысли лектора, фиксируя выделяемые им наиболее важные положения. Конспектируя лекции, необходимо выписывать непонятные термины на оставляемые для этого широкие поля, на отдельные страницы или в специальную тетрадь. Здесь же можно излагать и собственные наблюдения, дополняющие лекционный материал. Возникающие во время лекций вопросы следует разрешать на консультациях, практических или индивидуальных занятиях.

Для успешного освоения дисциплины желательно предварительно прочесть рассматриваемые произведения с попутным ведением читательского дневника.

При подготовке к очередной лекции можно вспомнить предыдущий материал, чтобы видеть связь тем внутри курса.

Традиционной формой являются практические занятия, задача которых заключается в более глубоком освоении ряда тем и творчества отдельных писателей. Кроме того, выбор тем, имён и произведений продиктован, как уже отмечалось, включением отдельных произведений в школьные программы (комедии Мольера, «Фауст» Гёте и др.). Практические занятия предполагают как предварительную подготовку, так и работу непосредственно в аудитории.

При подготовке к семинарам студенты могут воспользоваться факультетской, городской и детской библиотеками, электронными ресурсами, чтобы не только прочитать художественные произведения, но и ознакомиться с литературоведческими и критическими источниками. Готовиться к занятиям следует, руководствуясь предлагаемыми заданиями и вопросами.

На практическом занятии отвечающий должен излагать материал чётко и внятно, опираясь на свои записи (не допускается чтение статей учебников и/или их ксерокопий). Следует внимательно следить за реакцией аудитории, прояснять непонятные места, предлагать к записи самое важное, отвечать на возникающие вопросы. Все теоретические положения надо подтверждать примерами из художественных текстов.

Слушатели на семинарах не должны быть пассивными. Их задача – записать краткое содержание ответа, участвовать в обсуждении материала, задавать вопросы, связанные с темой.

В течение семестра студенты должны также выполнить несколько видов самостоятельной работы.

В марте, на первой неделе, в связи с темой «Английская литература XVII в. Творчество Мильтона» предлагается выучить по одному сонету поэта-кавалера и поэта-метафизика и обосновать свой выбор; определить основной конфликт и идею «Потерянного рая» Мильтона, обозначить систему образов, круг тем в поэме, её жанрово-родовое своеобразие, черты барокко и классицизма.

Контроль над выполнением задания – проверка знания текстов, комментария к ним, чтения наизусть.

В марте, на третьей неделе, – при подготовке к темам «Лирика английского сентиментализма», «Поэзия Бёрнса» прочесть «Времена года» Томсона, поэму Юнга «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии», элегию Грея «Сельское кладбище», «Покинутую деревню» Голдсмита, стихотворения Бёрнса и подготовить сообщение-ответ на один из следующих вопросов: Какова роль чувств в формировании личности? Что свойственно герою сентименталистской поэзии? Чем привлекателен жанр элегии для поэтов-сентименталистов? Под влиянием каких культур и традиций формировалось мастерство Бёрнса? Назовите темы и жанры поэзии Бёрнса. Чем лирика Бёрнса отличается от сентименталистской поэзии?

Форма проверки выполнения – проверка знания текстов, выразительное чтение, выступление с сообщениями, собеседование.

В апреле – при подготовке к темам «Теоретическое и художественное творчество Дидро: принципы просветительского реализма», «Творчество Стерна. Трансформация жанра «путевых заметок» в „Сентиментальном путешествии”. Противоречивость внутренней организации Йорика» – прочесть и законспектировать одну из работ Дидро-теоретика («О драматической литературе», «Парадокс об актёре»); составить библиографию работ по произведениям Дидро «Монахиня» и «Племянник Рамо»; законспектировать одну из работ; письменно ответить на следующие вопросы. Пересечение каких планов помогает Дидро выявить сущность человеческой природы в «Монахине»? Почему «Племянник Рамо» написан в форме диалога?

В связи с изучением творчества Стерна – подготовить развёрнутые ответы на вопросы, касающиеся функции отступлений у Филдинга и Стерна, символики имени героя-повествователя в «Сентиментальном путешествии», структуры характера Йорика. Следует также определить особенности сентиментализма Стерна в его втором романе и назвать русские произведения, написанные под влиянием «Сентиментального путешествия»

Форма контроля над выполнением – проверка конспектов, знания текстов, чтение ответов на вопросы.

В мае – при подготовке к теме «Драматургия Шиллера» – подготовить чтение по ролям фрагмента одной из программных пьес Шиллера; ответить на следующие вопросы: Каков смысл эпиграфов к «Разбойникам» Шиллера? Какова роль антитезы в поэтике «Разбойников»? Почему Карл Моор убивает Амалию? Что общего в финалах драм «Разбойники» и «Коварство и любовь»? Чем объяснить эту близость? Дайте краткую характеристику веймарскому классицизму. Кто – Мария или Елизавета – одерживает победу в «Марии Стюарт»?

Контроль над выполнением задания – проверка выразительного чтения по ролям и знания текстов, собеседование по вопросам.

В качестве одной из форм самостоятельной деятельности наиболее подготовленным и добросовестным студентам предлагается написание творческих работ. Такого рода работы предлагаются наиболее заинтересованным и добросовестным студентам, которых консультирует и направляет преподаватель.

С творческими работами обучающиеся могут выступить как на практических занятиях, так и на студенческих научных конференциях разного уровня. В дальнейшем они могут лечь в основу курсовых проектов.

В процессе освоения дисциплины используются следующие формы контроля: терминологический диктант, тестирование, две аттестационные работы – по литературе XVII века (барокко и классицизм) и XVIII века (Просвещение и сентиментализм). Завершается изучение дисциплины аттестацией.

Требования, предъявляемые к осваивающим эту дисциплину студентам, соответствуют её задачам:

– студент должен иметь представление о динамике литературного процесса в европейских странах в XVII–XVIII веках;

– понимать важнейшие особенности эстетики монографически изучаемых авторов;

– знать тексты и разбираться в поэтике произведений;

– владеть при анализе произведений литературоведческим аппаратом в необходимом объёме;

– иметь представление о критической литературе по курсу.

I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История зарубежной литературы XVII
XVIII веков»

Введение. Границы курса. Место западноевропейской литературы XVII–XVIII вв. в истории мировой и русской литературы. Отношение литературы XVII в. к литературе Возрождения, а литературы XVIII в. – к литературе романтизма. Задачи курса. Ведущие направления в литературе XVII в.

Барокко. Источники возникновения искусства барокко. Барокко как реакция на Возрождение. Характер гуманизма в барочном искусстве. Мир и человек в барокко. Поэтика барокко. Течения в литературе барокко.

Испанская литература XVII в.: общая характеристика. Гонгора и культизм. Кеведо и консептизм.

Творчество Лопе де Вега. Новаторство Лопе де Вега-комедиографа. Героическая драма «Овечий источник», правда и вымысел в ней. Конфликт любви и чести в «Звезде Севильи».

Кальдерон. Периодизация, особенности мастерства драматурга. «Дама-невидимка» как образец ранней драматургии, созданной в традициях «комедии плаща и шпаги». Сравнение этой пьесы с комедией Лопе де Вега. Название и поэтический строй пьесы «Жизнь есть сон» как эмблема барокко.

Английская литература XVII в. Обострение классовых противоречий и интеллектуальная революция. Периодизация английской литературы XVII в., ее общая характеристика. Поэзия «кавалеров». «Метафизическая школа» и лирика Донна. Эволюция его творчества. Поэтика Донна как отражение парадоксальности жизни. «Священные сонеты». Проповеди.

Формирование пуританской литературы. Творчество Мильтона. Его публицистика. Поэмы «Потерянный рай» и «Возвращённый рай», трагедия «Самсон-борец» – отражение английской действительности в форме библейского мифа. Замысел и воплощение «Потерянного рая». Система персонажей в поэме. Противоречивость образа Сатаны. Барочные и классицистические черты в поэме.

Французская литература XVII в. Классицизм как ведущее направление французской литературы XVII в., его философские, политические и эстетические корни. Классицизм в отношении к литературе «либертенов» и прециозной литературе. Трагедия классицизма, ее поэтика.

«Поэтическое искусство» Буало. Эстетические проблемы и жанровые приоритеты в трактате. Эстетика Буало и реальная художественная практика классицистов.

Корнель. «Сид»: место трагедии в классицистической драматургии. Полемика вокруг «Сида» и ее влияние на формирование канона и на последующее творчество Корнеля. «Гораций» и «Цинна» как политические трагедии. «Вторая манера» в творчестве Корнеля.

Расин. Трагедии Расина как новый этап в развитии французского классицизма. Расин и учение янсенистов; противоречия в мировоззрении и творчестве драматурга. Внутренний мир расиновских героев. Воплощение классицистического конфликта между долгом и чувством у Расина сравнительно с Корнелем. Мастерство сюжетостроения в «Андромахе» и «Федре». Иррациональное (барочное) и рациональное в трагедии «Андромаха»; проблема положительного героя. Духовная драма Федры. Лиризм в трагедии. Роль линии Ипполит – Арикия, образов Эноны и Тесея в сюжете «Федры». Причины обращения Расина к библейским сюжетам в последних трагедиях. Влияние «Гофолии» на трагедию просветительского классицизма. Судьба творчества Расина в истории театра.

Мольер. Место Мольера в классицистической и мировой драматургии. Творческий путь Мольера. Путь драматурга к созданию высокой комедии. Влияние философии Гассенди на мольеровские образы. Связь драматургии Мольера с традициями народного театра. Характеристика высокой комедии. Барочные и классицистические черты в комедиях Мольера. Соотношение в них трагического и комического. «Тартюф»: особенности композиции, проблема финала. Противоречивость главного героя в «Дон Жуане». Добродетель и здравый смысл в «Мизантропе». Тема буржуазии в комедиографии Мольера. Жанровые особенности комедии-балета «Мещанин во дворянстве».

Просвещение. XVIII век как историко-культурный период. Идеология западноевропейских просветителей. Понятия природы и цивилизации, разума и чувства, их соотношение в первой и во второй половинах столетия. Деизм просветителей. Идеи «чистой доски», воспитания и просвещения. Проблема положительного героя в просветительской литературе. Основные литературные течения и ведущие жанры в Просвещении. Значение и исторические судьбы Просвещения.

Просвещение в Англии. Дефо. Место романа «Робинзон Крузо» в литературе Просвещения. Художественный метод Дефо, развитие им традиций плутовского романа. Робинзон как homo oeconomicus. Отражение в книге авторских взглядов на характер общественного прогресса. Краткий обзор других произведений Дефо.

Свифт. Этапы творческого пути писателя. Публицистика. «Сказка бочки»: просветительская сатира. «Путешествия Гулливера»: сатирический обзор английской действительности первой половины XVIII в. Книга Свифта как социально-исторический прогноз и антиутопия. Эволюция Гулливера. Йеху, гуигнгнмы и теория «естественного человека». Проблема жанра и особенности поэтики книги. Полемика Свифта с Дефо. Традиции прозы Свифта.

Английский роман зрелого Просвещения.

Ричардсон и Филдинг как создатели двух манер повествования. Филдинг как сатирик, драматург, публицист. Традиции и новаторство в прозе Филдинга, его влияние на развитие романа в XIX и XX вв. Полемика с Ричардсоном. Роль автора и авторских отступлений в романе «История Тома Джонса, найдёныша». Мастерство Филдинга-романиста. Образ главного героя. Кризис просветительских иллюзий у позднего Филдинга.

Сентиментализм как художественное направление в западноевропейской литературе XVIII в. Источники его появления и распространения. Демократизм сентименталистов, интерес к частной жизни и внутреннему миру человека, культ природы и антиурбанизм. Жанровые приоритеты: элегия, эпистолярный роман, «мещанская драма» («слезливая комедия»).

Поэзия английского сентиментализма. Идеализация сельской жизни во «Временах года» Томсона. Поэма Юнга «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии»: предпочтение сердца разуму. Элегия Грея «Сельское кладбище» как образец лирики сентиментализма. Макферсон и фольклоризм его «Песен Оссиана». Поэтизация сельского образа жизни и критика капитализма в стихотворении Голдсмита «Покинутая деревня». «Векфильдский священник» Голдсмита и «Путешествие Хамфри Клинкера» Смоллетта: пародия на просветительский роман и объективное изображение современной писателям английской действительности.

Стерн. Романы Стерна как выражение кризиса Просвещения. Антирационалистичность в манере повествования, в композиции, в мотивировке поведения героев. Трансформация жанра «путевых заметок» в «Сентиментальном путешествии». Противоречивость внутренней организации Йорика.

Английский готический роман как иная, сравнительно с сентиментализмом, реакция на рационализм Просвещения.

Бёрнс – шотландский народный поэт. Демократизм лирики Бернса, её фольклорная основа. Природа в его поэзии. Своеобразие жанров, характер образности. Бёрнс и поэты-сентименталисты.

Французская литература XVIII в. Разнообразие и единство художественного мира во Франции XVIII в. Сатирическое обозрение французской действительности в творчестве Лесажа. Значение «Персидских писем» Монтескьё для французского Просвещения. Проблематика романов Мариво.

Прево. Иррациональный характер любви в «Истории кавалера де Гриё и Манон Леско». Любовь и этика в романе. Поэтика рококо в изображении героини. Роль Тибержа в сюжете.

Вольтер. Этапы творческого пути. Мировоззрение Вольтера. Трагедия «Магомет» как произведение просветительского классицизма. Ироикомическая поэма «Орлеанская девственница»; характер авторского смеха в поэме. Жанровое своеобразие философских повестей Вольтера. Эволюция поэтики вольтеровской философской повести: «Задиг», «Микромегас», «Кандид», «Простодушный». Философия оптимизма и пессимизма в повести «Кандид». Философские повести Вольтера как художественная реализация основных идей эпохи.

Дидро. «Энциклопедия» Дидро и энциклопедисты. Дидро как теоретик литературы. Художественное творчество Дидро: принципы просветительского реализма. Человек и обстоятельства, природа человека, человеческие отношения в «Монахине». Сатира в философских повестях Дидро. Функции диалога в «Племяннике Рамо».

Руссо. Социальные, политические, философские взгляды Руссо. «Общественный договор» как политическая программа Руссо. Сентиметализм Руссо в романе «Юлия, или Новая Элоиза». «Новая Элоиза» как энциклопедия руссоизма. Система персонажей в романе. Педагогические идеи Руссо.

Бомарше. Предреволюционная Франция в «Мемуарах» Бомарше. Трилогия о Фигаро. Новаторство драматурга в изображении слуги – Фигаро. Система персонажей в «Севильском цирюльнике». Сюзанна в «Женитьбе Фигаро». Эволюция главных героев трилогии.

Немецкая литература XVIII в. Особенности развития Просвещения в Германии. Немецкая культура до Лессинга.

Лессинг как великий немецкий просветитель. Эстетика Лессинга («Лаокоон», «Гамбургская драматургия»). «Эмилия Галотти» – первая драма немецкого революционного театра. Философский смысл пьесы «Натан Мудрый». Особенности театра Лессинга и его влияние на немецкую литературу.

Движение «Буря и натиск». Антифеодальный и антифилистерский смысл протеста штюрмеров. Культ сильной личности в штюрмерской литературе. «Буря и натиск» и сентиментализм. Роль Гердера в штюрмерском движении и немецкой литературе. Особенности драматургии «бурных гениев». Баллада у штюрмеров. Молодые Гёте и Шиллер как представители этого движения, их герои-штюрмеры.

Гёте. Периодизация творчества. Раннее творчество. «Гёц фон Берлихинген»: противоречивость и новаторство драмы. «Страдания юного Вертера»: просветительские и сентименталистские черты в романе. Автобиографическое и вымышленное в нем. Круг чтения героев, его место в сюжете романа. Творчество периода «веймарского классицизма». Философско-политические идеи в «Эгмонте».

«Фауст». История создания. Композиция. Жанрово-родовые особенности. Образ Фауста, его эволюция. Роль Мефистофеля в пути исканий Фауста. Диалектика добра и зла в трагедии. Фауст и Маргарита. Фауст и Елена. Место других персонажей в образном строе трагедии.

Лирика Гёте. Ранние стихотворения. Новаторство Гёте-лирика. Поэзия первого веймарского десятилетия. Мотив переосмысления прежних идеалов. Версификационные изменения. «Римские элегии»: тематика цикла. Идея синтеза восточных и западных культур в «Западно-восточном диване». Романтическое видение мира в «Диване».

Концепция мировой литературы у позднего Гёте. Значение его творчества.

Шиллер. «Разбойники» как штюрмерская драма. Образ Карла Моора: за и против. Место других героев в драме. Изменение характера конфликта в «Коварстве и любви». Смысл финалов обеих пьес.

Проблема «веймарского классицизма» в творчестве Гёте и Шиллера. Античность и современность в эстетической программе Шиллера периода «веймарского классицизма». Историческая драматургия Шиллера последнего периода творчества. Нравственная проблематика в трагедии «Мария Стюарт».

Место баллад в творческом наследии Шиллера. Типы баллад. Их сравнение с балладами Гёте. Особенности лирики писателя.

Итальянская литература XVIII века. Просветительские идеи в литературе. Роль Венеции в культурной жизни страны. Гольдони. Борьба за реформу итальянской комедии. Полемика о Гоцци. Особенности комедиографии Гольдони на примере «Трактирщицы». Мирандолина как героиня Просвещения. Гоцци. Традиции комедии дель арте во фьябах Гоцци. Роль фантастики в театре Гоцци. Особенности драматического сюжета в «Турандот».


II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1
«Жизнь есть сон» Кальдерона как драма барокко


Вопросы и задания

 

1. Расскажите об эмблематике пьесы как барочного произведения, обратившись к названию, именам персонажей, месту и времени действия; сюжетным линиям, их соотношению; развязке. Выпишите из текста оксюмороны, парадоксальные суждения героев, подтверждающие концепцию драмы.

2. Рассмотрите пьесу «Жизнь есть сон» как а) христианскую, религиозно-символическую драму; б) социальную драму; в) морально-философскую драму. Ответьте на вопрос: Как подходит Кальдерон к теме формирования идеального правителя?

3. Покажите, как решается проблема свободы воли в пьесе. Сравните Гамлета с Сехисмундо.

4. Изложите концепцию жизни-сна в драме Кальдерона. Найдите в произведении контраргументы, опровергающие эту концепцию.

 

Литература

 

Основная литература: [1, с. 265–273], [2, с. 42–52], [8, с. 45–51].

Дополнительная литература: [4, с. 158–160].

 

Тема 2
Сонет в поэзии барокко


Вопросы и задания

 

1. Изучите материалы о барокко как художественном направлении и ответьте на вопросы: Как соотносятся человек и мир в литературе барокко? В чём заключается специфика поэтики барокко?

2. Дайте общую характеристику сонету, обратившись к его истории, особенностям жанрового содержания и формы.

3. Осветите семантические возможности сонета XVII века сравнительно с ренессансным сонетом.

4. Сравните движение лирического сюжета в 66 сонете Шекспира (в пер. В. Шекспира) и в сонете Гонгоры «Моя Селальба, мне примнился ад…» (в пер. П. Грушко). Как любовь связана с отношением к жизни в том и другом стихотворении?

5. Сопоставьте 134 сонет Петрарки (в пер. Вяч. Иванова) и сонет Кеведо «Постоянство в любви после смерти» (в пер. А. Косс или А. Гелескула). Как страдания безответной любви преодолеваются в первом и во втором сонетах?

6. Ответьте на вопросы: Каковы особенности лирического переживания в первом «священном сонете» Донна? Как жанровые возможности сонета способствуют выражению этого переживания?

7. Сравните разные переводы сонетов (например, указанный сонет Донна в переложениях А. Парина и Д. Щедровицкого) друг с другом и с первоисточником. Выявите достоинства и возможные смысловые акценты в переводах. Предложите свой анализ других сонетов названных и неназванных поэтов XVII века.

8. Сделайте вывод об образе мира и человека в барочном сонете. Подтвердите этот вывод примерами. Определите характер трансформации жанрового канона.

 

Литература

 

Основная литература: [1, с. 81–104, 184–256], [4, с. 221–222], [8, с. 35–45, 92–113].

Дополнительная литература: [2, с. 23–41].

 

Тема 3
Трагедии Ж. Расина в контексте эпохи

 


Вопросы и задания

 

1.Подготовьте сообщение о французском театре в период французского абсолютизма.

2.Расскажите об особенностях французской классицистической трагедии. Что писал Н. Буало о жанре трагедии?

3.Раскройте значение янсенизма, картезианства, философии Паскаля в драматургии Расина. Сравните трагедии Расина с театром Корнеля.

4.Проведите целостный анализ «Андромахи» Расина. Подумайте, какое свойство имеет «цепь» персонажей в «Андромахе». Рассмотрев систему персонажей как двойную «цепь» с «замком» Астианаксом, выявите главную тему пьесы и роль Андромахи в иррациональной стихии трагедии.

5.Проанализируйте «Федру» как расиновский вариант античного мифа и темы рока. Обратите внимание на параллелизм и контраст сцен, роль Эноны в развитии действия. При выполнении задания разберитесь в следующих вопросах: Какие психологические мотивы составляют духовную драму Федры? Какова функция трёх монологов-исповедей Федры? Как Расин в «Федре» обходит трудности, связанные с соблюдением трёх единств? Какова роль линии Ипполит – Арикия в «Федре»?

 

Литература

 

Основная литература: [1, с.188–296], [4, с. 168–173].

Дополнительная литература: [2, с. 86–103].

 

Тема 4
Жанровое своеобразие «Потерянного рая» Д. Мильтона


Вопросы и задания

 

1.Изучите историю создания «Потерянного рая», замысел, сюжетную основу, интерпретацию библейского сюжета. При выполнении задания ответьте на вопрос: В чём противоречивость замысла и воплощения поэмы Мильтона?

2.Найдите элементы барочной и классицистической поэтики в «Потерянном рае». Приведите примеры из текста.

3.Выявите в поэме черты драмы, лирики, эпоса.

4.Раскройте основной конфликт и разберитесь в системе персонажей, концепции Бога, в концепции Человека, в образе Сатаны. Определите, какова центральная тема поэмы Мильтона. Сравните образы Бога и Сатаны в поэме. Подумайте, как автор относится к Адаму и Еве.

 

Основная литература: [2, с. 225–241], [4, с. 183–186], [8, с. 113–138].

Дополнительная литература: [1, с. 207].

 

Тема 5
Высокая комедия Мольера: «Тартюф» и «Дон Жуан»


Вопросы и задания

 

1.Сделайте слайдовую презентацию на тему «Путь Мольера к созданию высокой комедии. Чья философия и как повлияла на мольеровскую комедиографию? Определите критерий комического у Мольера.

2.Подготовьте сообщение на тему «Правила» высокой комедии и поэтика «Тартюфа».

3.Расскажите о системе персонажей и особенностях композиции в пьесе. Какими средствами Мольер достигает типизации лицемерия в «Тартюфе»? Почему Тартюф впервые появляется в третьем действии комедии? Почему Оргон позволил себя обмануть?

4.Раскройте тему религиозного лицемерия и связанные с ней мотивы плоти и маски. Ответьте на вопросы: Можно ли назвать Тартюфа социально-обобщённым типом? В чём заключается проблема нетождественности веры и вероисповедания?

5.Прокомментируйте финал комедии, его противоречивость.

6.Подготовьте сообщение на тему «Дон Жуан» и классицистический канон высокой комедии. Почему «Дон Жуан» – самое барочное произведение Мольера?

7.Изучите материал об источники пьесы. Двойственность Дон Жуана, его «родство» с другими героями высокой комедии (Тартюф, Альцест) и отличия от них.

8.Определите место Дон Жуана в системе персонажей пьесы (Сганарель, Эльвира, Дон Луис, Нищий, Призрак, Статуя Командора и др.). Соотнесите образ Дон Жуан с нравственно-этическими идеалами эпохи. За что наказан Дон Жуан?

9.Ответьте на вопрос: Можно ли назвать Дон Жуана «человеком играющим»? Какова роль игры в мировоззрении и поведении Дон Жуана?

10. Выявите классицистические и барочные черты в обеих комедиях.

 

Литература

 

Основная литература: [1, с. 296–301], [4, с. 174–178], [8, с. 139–142].

Дополнительная литература: [2, с. 114–117].

Тема 6
Высокая комедия Мольера: «Мизантроп»


Вопросы и задания

 

1. Определите место «Мизантропа» в ряду других высоких комедий Мольера.

2. Раскройте противоречивость образа Альцеста. Рассмотрите образы Альцеста и Филинта в свете проблемы мизантропии. Ответьте на вопрос: Какова авторская позиция в отношении к тому и другому? Ваше отношение к нонконформизму Альцеста. Кто в «Мизантропе» мизантроп?

3. Подумайте, как соотносятся добродетель и здравый смысл в комедии «Мизантроп» и в этой связи – смешное и драматическое в ней.

4. Определите место Альцеста и Селимены в персонажной сфере пьесы. Сравните отношение Альцеста к Селимене с позицией героя стихотворения Е.А. Баратынского «Приманкой ласковых речей…».

5. Ответьте на вопрос: Какова роль других персонажей в художественном строе пьесы?

6. Подготовьте сообщение на тему «Мизантроп как вечный образ. „Мизантроп” и „Горе от ума” Грибоедова».

 

Литература

 

Основная литература: [2, с. 117–119], [4, с. 178–179].

Дополнительная литература: [1, с. 301–302].

 

Тема 7
Высокая комедия Мольера: «Мещанин во дворянстве»


Вопросы и задания

 

1. Раскройте жанровое своеобразие комедии-балета «Мещанин во дворянстве». Сравните оригинальное и переводное заглавие; как они соотносятся с художественным строем комедии?

2. Рассмотрите функцию музыки и танцев в пьесе.

3. Выявите роль фарса и приёмы комического в «Мещанине во дворянстве».

4. Раскройте тему буржуазии и аристократии (-изма) в комедии.

5. Определите место Журдена в ряду других персонажей.

6. Подготовьте сообщение «Тема игры в комедии „Мещанин во дворянстве”».

 

Литература

 

Основная литература: [2, с. 120–126], [4, с. 179–180].

Дополнительная литература: [1, с. 302–303].

 

Тема 8
«Робинзон Крузо» Дефо как английский просветительский роман


Вопросы и задания

1. Раскройте художественное своеобразие романа.

2. Ответьте на вопросы: Какова роль условности в «Робинзоне Крузо»? Можно ли утверждать, что книга и её герой носят экспериментальный характер? Почему «Робинзон Крузо» – фантастический роман?

3. Изложите суть полемики Свифта с Дефо.

4. Докажите, что Робинзон – просветительский герой, рассмотрев проблему «Человек и природа» в романе, отношения Робинзона с Богом, Робинзона и Пятницы. В чём – «ненормальность» Крузо? В чём – неоднозначность характера героя Дефо

5. Ответьте на вопросы: Какова концепция истории в романе? Какова роль труда и творческой деятельности разума в воспитании человека? Как относятся Дефо и Руссо к «естественному человеку»?

6. Подготовьте слайдовую презентацию на тему «Значение книги Дефо для английского просветительского романа».

 

Литература

 

Основная литература: [3, с. 34–43], [8, с. 208–220].

Дополнительная литература: [4, с. 197–199].

 

Тема 9
«Путешествия Гулливера» Свифта и их место в Просвещении


Вопросы и задания

 

1. Изучите проблему жанра книги Свифта «Путешествия Гулливера», найдите в нём черты как романа-мениппеи. Обратите внимание на функции пародии, гротеска, аллегории, аллюзии, богатство изобразительных средств в произведении. Приведите примеры.

2. Изложите суть полемики Свифта с Дефо.

3. Проследите за эволюцией взглядов Гулливера от путешествия к путешествию. Какие черты характера обнаруживает Гулливер в каждом из путешествий? Какие сцены в «Путешествиях Гулливера» показывают относительность представлений героя о красоте, порядочности, героизме, свободе и т.д.?

4. Выявите авторское отношение к герою и отношение Гулливера и Свифта к гуигнгнмам и йеху.

5. Какие недостатки государственного устройства и общественных нравов осмеивает Свифт в своём романе? Рассмотрите мотив утопии в третьем и четвертом путешествиях Гулливера, особенности сарказма и иронии автора.

6. Сделайте вывод о «Путешествиях Гулливера» как диагнозе социально-политической ситуации XVIII в. и прогнозе развития человечества.

 

Литература

Основная литература: [3, с. 43–54], [4, с. 199–200].

Дополнительная литература: [6].

Тема 10
Новаторство Филдинга – автора романа «История Тома Джонса, найдёныша»


Вопросы и задания

 

1. Подготовьте сообщение «Филдинг как автор литературного эксперимента. „История Тома Джонса…” и роман воспитания». Какие (чьи) традиции продолжает и развивает Филдинг?

2. Разберитесь в проблеме художественной условности в романе. Какова авторская позиция и способы ее выражения?

3. Охарактеризуйте художественную реальность в книге, художественное время и пространство, роман «История Тома Джонса…» как «слияние эпоса больших дорог и эпоса частной жизни».

4. Подумайте, как решается проблема положительного героя в произведении. Сравните Тома Джонса с другими персонажами – «живыми» и марионетками.

5. Определите особенности повествования и беллетризма в романе. Подтвердите свои наблюдения чтением фрагментов романа.

6. Обозначьте место книги и её героя в развитии английского романа.

 

Литература

Основная литература: [3, с. 61–68], [8, с. 248–261].

Дополнительная литература: [4, с. 201–202].

 

Тема 11
Философские повести Вольтера


Вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте жанр философской повести в творчестве Вольтера.

2. Соотнесите философские повести Вольтера с теорией просветительского оптимизма (Лейбниц, Поуп, Шефтсбери).

3. Проанализируйте повесть «Кандид»: расскажите о пути исканий героя в связи с философией оптимизма и пессимизма. Как соотносятся ироническое и пародийное в произведении? Подумайте, как решается проблема счастья в финале повести и каков смысл выражения «Faut cultiver son jardin» («Надо возделывать свой сад»)? Какие ещё фразы из этой повести и других произведений Вольтера стали крылатыми?

4. В анализе повести «Простодушный» обратите внимание на следующие вопросы: Каков смысл заглавия? Как соотносятся понятия «естественный человек» и цивилизация (в чём Вольтер полемизирует с Руссо?). Чем отличается эта повесть от «Кандида»?

5. Выявите авторскую позицию к героям-простакам в обеих повестях.

 

Литература

 

Основная литература: [3, с. 136–152], [4, с. 212–218].

Дополнительная литература: [6].

 

Тема 12
Драматургическое новаторство Бомарше


Вопросы и задания

 

1. Подготовьте сообщение на тему «Бомарше как сын своего века».

2. Расскажите о литературной родословной Фигаро. В чём отличия Фигаро от его литературных предшественников (ловких слуг)? Сравните героя с его автором. Приведите примеры афоризмов Фигаро.

3. Определите новаторские принципы комизма в «Севильском цирюльнике».

4. Сравните слугу и его хозяина в первой и во второй части трилогии.

5. Охарактеризуйте особенности драматической интриги в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро»: назовите фабульные линии, определите их соотношение, выявите роль Сюзанны в развитии действия. Говоря о женских персонажах в комедии, вспомните, в какой античной комедии впервые создан феминистский союз.

6. Определите место «Безумного дня…» в контексте литературы Просвещения. Расскажите о сценических судьбах пьесы и главного героя. Покажите и прокомментируйте фрагменты из спектакля московского Театра сатиры с участием А. Миронова, Н. Корниенко, А. Ширвиндта, В. Васильевой, Т. Пельтцер и др. (телеверсия 1974 г.).

 

Литература

Основная литература: [3, с. 175–181], [7].

Дополнительная литература: [6].

Тема 13
«Юлия, или Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо
как сентименталистский роман



Вопросы и задания

 

1. Определите объём понятия «руссоизм».

2. Раскройте смысл заглавия романа.

3. Отметьте особенности субъектной (эпистолярной) организации романа.

4. Выделите пейзажи в тексте, выявите их функции и охарактеризуйте их роль в художественном строе романа.

5. Рассмотрите систему персонажей, а в ней – образы Юлии и Сен-Пре.

6. Определите место романа Руссо в контексте Просвещения. Назовите элементы утопии в романе и прочтите соответствующие фрагменты в тексте. Почему роман «Новая Элоиза» можно считать энциклопедией руссоизма?

 

Литература

Основная литература: [3, с. 161–174], [4, с. 221–231].

Дополнительная литература: [8, с. 239–248].

 

Тема 14
Изображение любви
в «Истории кавалера де Грие и Манон Леско» Прево



Вопросы и задания

 

1. Подготовьте сообщения на темы:

а) «Особенности повествования в «Истории кавалера де Гриё и Манон Леско». Поэтика просветительского реализма и рококо в романе».

б) «Иррациональный характер любви в книге Прево. Пасторальная традиция и правда жизни. Любовь и этика в романе. Изображение любви в романе и «анима» К.Г. Юнга».

2. Охарактеризуйте образы кавалера де Грие и образ Манон. Назовите черты рококо в изображении героини с приведением примеров из текста.

3. Определите роль Тибержа в сюжете.

4. Сделайте вывод о концепции романа Прево и роли образа Манон в мировой литературе. Можно ли считать образы Манон, де Гриё, как и образ любви в романе Прево, вневременными, универсальными?

 

Литература

 

Основная литература: [3, с. 134–136], [7].

Дополнительная литература: [4, с. 210–211].

 

Тема 15
«Страдания юного Вертера» Гёте
как сентименталистский роман



Вопросы и задания

1. Рассмотрите «Страдания юного Вертера» в контексте литературы «Бури и натиска».

2. Выявите своеобразие эпистолярной формы в романе и его композиции.

3. Определите место образ Вертера в системе персонажей книги.

4. Соотнесите характер героя, эволюцию его мировоззрения с кругом его чтения и изменениями читательских пристрастий. Обратите особое внимание на руссоистские и оссианические мотивы в романе.

5. Сопоставьте автора и героя. Ответьте на вопрос: почему Гёте не внял авторитетным рекомендациям переписать финал произведения?

 

Литература

 

Основная литература: [3, с. 269–277], [4, с. 249–253].

Дополнительная литература: [6].

 

Тема 16
Трагедия Гёте «Фауст»
как философско-художественный синтез Просвещения



Вопросы и задания

1.Подготовьте сообщение на тему: «История создания трагедии и источники образа Фауста». При подготовке этого задания вспомните известные вам версии этого сюжета (в частности, трагедию К. Марло) и сравните их с художественным решением Гёте.

2.Выявите жанрово-родовые особенности произведения, своеобразие его композиции. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Где «ключ» к пониманию «Фауста»?

3.Охарактеризуйте образ Фауста, расскажите об эволюции героя. Почему Фауст решается заключить сделку с потусторонними силами? Выявите роль Мефистофеля в пути исканий Фауста.

4.Назовите других персонажей трагедии и выявите их роль в пути исканий Фауста.

5.Подготовьте сообщение на тему «Фауст и трагедия Маргариты. Фауст и античный культ красоты (Елена)». Какова роль Маргариты в трагедии? Что символизирует союз Фауста и Елены? Почему гибнет Эвфорион?

6.Обозначьте проблемы диалектики добра и зла в «Фаусте». Каков итог жизни Фауста? Почему ангелы спасают его бессмертную сущность?

7.Сделайте вывод о философской концепции произведения. Охарактеризуйте Фауста как вечный образ. Назовите русских и зарубежных писателей, обращавшихся к книге Гёте.

 

Литература

 

Основная литература: [3, с. 307–], [4, с. 253–256].

Дополнительная литература: [8, с. 286–304].

 

Тема 17
Театральная полемика Гольдони и Гоцци


Вопросы и задания

 

1. Подготовьте сообщение на тему «Театр и общественная жизнь в Венеции эпохи Просвещения».

2. Расскажите о масках и характерах в комедиях К. Гольдони. Как Гольдони реформировал импровизированную комедию?

3. Охарактеризуйте образ Мирандолины в «Трактирщице». Сравните героиню Гольдони с субретками Мольера, Бомарше и др.

4. Назовите жанровые особенности фьяб Гоцци. Каковы особенности сценографии «Любви к трём апельсинам» Гоцци?

5. Проанализируйте сюжет «Турандот», выявите противоречивые черты характера главной героини. Подумайте, можно ли считать Мирандолину, Турандот, Адельму просветительскими героинями.

6. Подготовьте слайдовые призентации на темы «Гоцци и Гофман», «Гоцци и русская культура рубежа XIX–XX веков».

 

Литература

Основная литература: [3, с. 191–203], [8, с. 199–208].

Дополнительная литература: [7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: