Архитектура
Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. - Москва.
Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (2-я половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.
В Московском княжестве каменное строительство развернулось во 2-й четверти XIV в. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV - начале XVI вв. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.
|
|
Самыми знаменитыми постройками конца XV в. стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона "Троица". На иконе изображены три ведущих беседу прекрасных юноши, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредоточивает внимание на главном - спокойных одухотворенных лицах и фигурах.