Уравновешенное государство» Цицерона

 

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) происходил из крестьянской семьи. Блестящие способности позволили ему получить юридическое образование и стать преуспевающим адвокатом и сделать прекрасную карьеру на государственной службе.

Основные работы - «О государстве» и «О законах» (54-51 гт. до н. э.).

Мыслитель выступал за построение государства на началах разума (основной закон природы). Разумное начало, по мнению Цицерона, — это то, что роднит человека и богов и отличает их от животных. Разум лежит в основе мировой гармонии и воплощается в законах природы и государства. Эти законы, в свою очередь, являются критерием справедливости устройства государства и общества.

Справедливость в строительстве и деятельности государства имеет в качестве политической цели обеспечение единства государства, которое проявляется в доминирования общих интересов над частными. Начало справедливости объединяет и индивидов, и сословия. Государственные законы (интересы) должны доминировать над частными, т. к. если государственные интересы выражаются в объективном знании и преследуют цели справедливости, то частные интересы выражаются в субъективных мнениях и преследуют цели либо материальной выгоды, либо захвата власти и использования ее в корыстных целях.

Цицерон считает, что каждая из форм государства в правильном виде не стабильна и угрожает переходом в неправильную форму: монархия - в тиранию, аристократия - в плутократию, а демократия - в инархию. Чтобы предотвратить подобный крах государства, Цицерон предлагает создать «уравновешенное государство», моделирующее, по его мнению, раннюю Римскую республику.

В «уравновешенном государстве» Цицерона существуют и уравновешивают друг друга:

— институт царской власти консулов, которая обеспечивает стабильность исполнительной власти и готовность народа подчиняться издаваемым ею законам на основании веры в ее божественный характер, выражающийся в качестве благоволения;

— институт выборных оптиматов (сенаторов или в греческом варианте - аристократов), основное достоинство которых - мудрость (т. е. компетентность) и которые обеспечивают эффективность государственного управления;

— институт народной власти трибунов, чьи функции опираются на главное достоинство народа — стремление к свободе, — и которые заключаются в защите этой свободы от возможных попыток других государственных органов или лиц установить диктатуру.

В концепции Цицерона обосновывается необходимость юридической эмансипации рабов. У Цицерона - это люди, хотя и неполноправные наемные работники. Свободные граждане управляют рабами для их же пользы и, следовательно, должны требовать от них разумно определенную работу, но и предоставлять необходимые средства к существованию.

В основе права лежит справедливость как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство природы в целом и природы человека в частности. Первое требование справедливости заключается в отказе от нанесения вреда окружающим как условии человеческого общежития. Отсюда вытекает второе требование — неприкосновенность чужой собственности.

Цицерон выводит принцип универсальности права: «под действие закона должно подпадать все». Соответственно, imperium, т. е. мера власти и полномочий магистратов (дожностных лиц), как и мера повиновения граждан, должны определяться только законом.

Цицерон так же, как и Аристотель, различает естественное право, которое определяется законами природы, и позитивное право, которое определяется законами и установлениями государства. Позитивное право должно соответствовать естественному, т.е. отвечать нормам разума и справедливости и в то же время соответствовать строю данного государства, традициям и обычаям предков.

У Цицерона впервые появляется «право народов» как зародыш международного права, что было связано с качественно большими размерами, сложностью и многообразием населения Римской республики в сравнении с греческими полисами. В «праве народов» Цицерона краеугольным камнем является постулат: «договоры должны соблюдаться». Таким образом, он начинает юридизацию как коммерческих, так и военных методов взаимодействия государств.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: