Это стадия, на которой язык, как и вообще знаковая система, играет незначительную роль в развитии. Дети исследуют свое тело и изучают свою возрастающую способность воздействовать на окружение при помощи различных действий с погремушками: трясут, бросают, стучат и т. п.
Самое гласное достижение на данной стадии — открытие постоянного существования предметов: к концу первого года жизни предметы, удаляемые из поля зрения ребенка, не перестают существовать для него, как это происходило раньше. Ребенок понимает, что они существуют отдельно от него, и может сохранять их образы в памяти.
Предоперационная стадия (от двух до пяти лет)
Для этой стадии развития характерно усвоение языка и использование знаковой системы. Слона, и особенно названия вещей, имеют Для детей почти волшебное значение. Им кажется, что имя предмета есть его часть и что предметы не могут существовать без имен. Они называют палку ружьем и обращаются с ней, как с ружьем. И они очень расстраиваются, когда их называют «плохими словами».
|
|
Они узнают, что окружающий мир подчиняется определенна, порядку и что существуют правила, которым они могут научить чтобы понять этот порядок. Таким образом, они признают возможность знать то, что на самом деле представляет собой мир, даже где эта действительность находится в противоречии с их восприятием. Дети, не до конца прошедшие эту стадию развития, еще зависят от непосредственных перцептивных стимулов, которые они получают из окружения, когда пытаются его осмысливать. Не менее, как показывает название этой стадии, дети могут применять новые для них правила лишь к конкретным предметам в споем окружении. Абстрактное мышление для них еще недоступно.
Стадия формальных операций (с одиннадцати лет)
Последнее достижение в интеллектуальном развитии детей приобретение способности формировать понятия и мыслить, что обычно происходит после одиннадцати лет. Основным достижением на данной стадии становится использование логического мышления в решении проблем. Дети больше не зависят от физического присутствия предметов, которые они видят и которыми могут манипулировать. Теперь они могут создавать мыслительные продукты и находить решения проблемы в уме. В когнитивном отношении с подросткового возраста они становятся взрослыми людьми.
Ассимиляция и аккомодация
По мере того как ребенок взрослеет, он должен адаптироваться к° все более сложному для него миру, усваивая постоянно новую и"' формацию, побуждающую к размышлениям. По мнению Пиаже, процесс адаптации к окружающему миру состоит из двух частей В одном случае ребенок встраивает новую информацию о мире в когнитивную систему существующим способом мышления. Это является ассимиляцией.
|
|
11' |
Вторая часть этого процесса вступает в действие, когда существующих способов мышления ребенка оказывается недостаточно, воспринять и осмыслит» новую информацию. В этом случае он должен реорганизовать или реструктурировать свою когнитивную систему, дабы адаптироваться к этой новой ситуации. Когда происходит особенно важная аккомодация, переходит па следующую стадию развития. Выделенные Пиаже стадии развития верны я более широкого круга культур, а не только в рамках его родной Швепиар1111- Как показывают исследования, дети достигают интеллектуального развития примерно в одинаковом возрасте приблизительно одинаковым образом, где бы они ни жили — в Европе, Америке, Гонконге или Африке. Разумеется, во всех этих культурах существуют индивидуальные различия между детьми. Одни дети понимают принцип сохранения уже в шесть лет, а другие — в восемь.
Несмотря на ранний опыт интеллектуального тестирования школьников (а может, и благодаря этому), Пиаже не слишком интересовался вопросами индивидуальных различий в созревании. Допуская возможность ускоренного прохождения через стадии развития, достигаемого путем определенных упражнений, он тем не менее не видел в этом большой пользы. Более того, это могло бы нанести определенный вред. По его мнению, раньше или позже, но каждый ребенок пройдет через все стадии развития, и как биолог он, по-видимому, не чувствовал достаточных оснований для вмешательства в этот естественный процесс. Возможно, каждый из нас интеллектуально созревает в своем индивидуальном темпе, который позволяет нам адекватно подготовиться к тем адаптациям, с которыми мы будем сталкиваться на протяжении всей нашей последующей жизни.