Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)

Это стадия, на которой язык, как и вообще знаковая система, иг­рает незначительную роль в развитии. Дети исследуют свое тело и изучают свою возрастающую способность воздействовать на окруже­ние при помощи различных действий с погремушками: трясут, бро­сают, стучат и т. п.

Самое гласное достижение на данной стадии — открытие посто­янного существования предметов: к концу первого года жизни пред­меты, удаляемые из поля зрения ребенка, не перестают существовать для него, как это происходило раньше. Ребенок понимает, что они существуют отдельно от него, и может сохранять их образы в памяти.

Предоперационная стадия (от двух до пяти лет)

Для этой стадии развития характерно усвоение языка и использо­вание знаковой системы. Слона, и особенно названия вещей, имеют Для детей почти волшебное значение. Им кажется, что имя предмета есть его часть и что предметы не могут существовать без имен. Они называют палку ружьем и обращаются с ней, как с ружьем. И они очень расстраиваются, когда их называют «плохими словами».

Они узнают, что окружающий мир подчиняется определенна, порядку и что существуют правила, которым они могут научить чтобы понять этот порядок. Таким образом, они признают возможность знать то, что на самом деле представляет собой мир, даже где эта действительность находится в противоречии с их восприяти­ем. Дети, не до конца прошедшие эту стадию развития, еще зависят от непосредственных перцептивных стимулов, которые они получают из окружения, когда пытаются его осмысливать. Не менее, как показывает название этой стадии, дети могут приме­нять новые для них правила лишь к конкретным предметам в споем окружении. Абстрактное мышление для них еще недоступно.

Стадия формальных операций (с одиннадцати лет)

Последнее достижение в интеллектуальном развитии детей   приобретение способности формировать понятия и мыслить, что обычно происходит после одиннадцати лет. Основным достижением на данной стадии становится использование логическо­го мышления в решении проблем. Дети больше не зависят от физи­ческого присутствия предметов, которые они видят и которыми могут манипулировать. Теперь они могут создавать мыслительные продук­ты и находить решения проблемы в уме. В когнитивном отношении с подросткового возраста они становятся взрослыми людьми.

Ассимиляция и аккомодация

По мере того как ребенок взрослеет, он должен адаптироваться к° все более сложному для него миру, усваивая постоянно новую и"' формацию, побуждающую к размышлениям. По мнению Пиаже, процесс адаптации к окружающему миру состоит из двух частей В одном случае ребенок встраивает новую информацию о мире в когнитивную систему существующим способом мышления. Это является ассимиляцией.

 11'

Вторая часть этого процесса вступает в действие, когда существующих способов мышления ребенка оказывается недостаточно, воспринять и осмыслит» новую информацию. В этом случае он должен реорганизовать или реструктурировать свою когнитивную систему, дабы адаптироваться к этой новой ситуации. Когда происходит особенно важная аккомодация, переходит па следующую стадию развития. Выделенные Пиаже стадии развития верны я более широкого круга культур, а не только в рамках его родной Швепиар1111- Как показывают исследования, дети достигают интеллектуального развития примерно в одинаковом возрасте приблизительно одинаковым образом, где бы они ни жили — в Европе, Америке, Гонконге или Африке. Разумеется, во всех этих культурах существу­ют индивидуальные различия между детьми. Одни дети понимают принцип сохранения уже в шесть лет, а другие — в восемь.

Несмотря на ранний опыт интеллектуального тестирования школь­ников (а может, и благодаря этому), Пиаже не слишком интересо­вался вопросами индивидуальных различий в созревании. Допуская возможность ускоренного прохождения через стадии развития, дости­гаемого путем определенных упражнений, он тем не менее не видел в этом большой пользы. Более того, это могло бы нанести определен­ный вред. По его мнению, раньше или позже, но каждый ребенок прой­дет через все стадии развития, и как биолог он, по-видимому, не чув­ствовал достаточных оснований для вмешательства в этот естествен­ный процесс. Возможно, каждый из нас интеллектуально созревает в своем индивидуальном темпе, который позволяет нам адекватно под­готовиться к тем адаптациям, с которыми мы будем сталкиваться на протяжении всей нашей последующей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: