К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.
Основные реформы Петра разделяются на 6 больших блоков:
· экономические;
· военные (особенно необходимые в условиях ведения полномасштабной Северной войны с сильнейшей европейской державой того времени — Швецией);
· социальные;
· церковные;
· политические (в том числе, реформа центрального и местного самоуправления);
· культурные.
Итоги реформ Петра I
· В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.
|
|
· Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.
· Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.
· Был достигнут огромный прогресс в области науки. Положено начало развитию русской медицины.
· Введена обязательная служба, «Табель о рангах»
Особенности реформ Петра I
· Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.
· Отсутствие системы проведения реформ.
· Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.
· Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.
Вопрос 7
Политика просвещенного абсолютизма
Просвещённый абсолюти́зм —политикадостижениявгосударстве«общегоблага», проводимаявовторойполовине XVIII векарядомевропейскихабсолютныхмонархов, принявшихидеифилософии XVII века. Сущностьзаключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Громадную заслугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы.
|
|
Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Общая черта, отличающая представителей просвещенного абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность. В России Центральной фигурой этой эпохи является Екатерина II, реализация политики просвещённого абсолютизма, начатая Феофаном Прокоповичем не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с оставшимся в силе разделением общества на "просвещенных дворян" и "непросвещенных крестьян" усилило социальные противоречия и негативно повлияло на монархический строй. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало усиление крепостного права и формирование самодостаточной бюрократической системы.
Вопрос 8