Лекция №4. Операторы языка Pascal

Операторами языка программирования называются языковые конструкции, в которых описываются команды, передаваемые программистом процессору. Все они (кроме оператора присваивания) сопровождаются зарезервированными словами. Каждый оператор может занимать произвольное количество строк и должен заканчиваться точкой с запятой. На одной строке могут располагаться несколько операторов.

Оператор присваивания

Присваивание – это занесение значения в память. В общем виде оператор присваивания записывается так:

переменная:= выражение

Здесь символами := обозначена операция присваивания. Внутри знака операции пробелы не допускаются.

Механизм выполнения оператора присваивания такой: вычисляется выражение и результат вычисления заносится в память по адресу, который определяется именем переменной, находящейся слева от знака операции. Схематично это можно представить так:

переменная ← выражение

Примеры операторов присваивания:

a:=b+c/2;

b:=a;

a:=b;

x:=1;

x:=x+0,5

Обратите внимание b:=a и a:=b – это совершенно разные действия.

Начинающие часто делают ошибку, воспринимая присваивание как аналог равенства в математике. Чтобы избежать этой ошибки надо понимать механизм работы оператора присваивания. Рассмотрим для этого пример х:=х+0,5.

Сначала из ячейки памяти, в которой хранится значение переменной х, выбирается это значение. Затем к нему прибавляется 0,5, после чего получившийся результат записывается в ту же самую ячейку. При этом то, что хранилось там ранее, теряется безвозвратно. Операторы такого вида применяются очень широко.

Правая и левая части оператора присваивания должны быть, как правило, одного типа. Говоря более точно, они должны быть совместимы присваиванию. Например, выражение целого типа можно присвоить вещественной переменной, потому что целые числа являются подмножеством вещественных, и информация при таком присваивании не теряется.

вещественная переменная:= целое выражение

Операторы ветвления

Условный оператор If

Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор — это средство ветвления вычислительного процесса. Структура условного оператора имеет следующий вид:

if <условие> then <оператор1> else <оператор2>;

Здесь if, then, else — зарезервированные слова (если, то, иначе); <условие> — произвольное выражение логического типа; <оператор1>,<оператор2> — любые операторы языка Pascal.

После оператора <оператор1> ставить признак конца оператора (символ точки с запятой) нельзя, если следом за ним идет зарезервированное слово else.

Структурная схема условного оператора:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: