Существуют четыре основных группы методов ценообразования:
- «средние издержки плюс прибыль»;
- путем расчёта точки безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
- по ощущаемой ценности товара (услуги);
- по уровню текущих цен.
При выполнении практических работ можно воспользоваться следующими методами ценообразования:
- расчёт цены по методу «средние издержки плюс прибыль»;
- установление цены на основе уровня текущих цен.
Уровень прибыли можно принять равным до 25% от средних издержек.
Если между временем определения цены и временем выхода материального товара на рынок существует большой разрыв, то необходимо в цене учесть инфляцию. Цена товара в этом случае определяется по формуле:
Цi = Ц0*(Ii/I0), руб., | (9) |
где Цi – искомая цена товара на i-тый момент выхода его на рынок;
Ii – индекс цен на i-тый момент выхода товара на рынок;
Ц0 – цена товара в момент её определения;
I0 – индекс цен в момент определения цены.
Если индексы цен неизвестны, но даны уровни инфляции за рассматриваемый период, то цена товара рассчитывается по формуле (10):
|
|
где Уi – уровень инфляции в процентах на i-том отрезке времени;
n – количество отрезков времени в периоде от установления цены до начала реализации товара.
Для услуг данные поправки не применяются в силу особенностей услуги как объекта купли-продажи.
Возможен случай, когда на рынке нет точно такого же товара (услуги), но есть аналогичный товар (услуга), отличающийся от нового значением одного или нескольких основных технико-экономических параметров. В этом случае цену на новый товар (услугу) можно рассчитать по следующей формуле:
, | (11) |
где Ц1 – искомая цена нового товара (услуги);
Ц0 – текущая цена базисного товара (услуги);
П1 – значение технико-экономического параметра нового товара (услуги), по которому ведётся сравнение;
П0 - значение технико-экономического параметра базисного товара (услуги), по которому ведётся сравнение;
n – коэффициент торможения, находящийся в пределах 0,6 – 0,8 в зависимости от товара (услуги).
Если значащих технико-экономических показателей несколько, то следует брать их произведение.
Пример. Кинотеатр «Синема парк» рассчитывает цену на свою услугу с помощью методов «средние издержки плюс прибыль» и по уровню текущих цен. В качестве значащего технико-экономического показателя выбирает вместимость всех залов кинотеатра.