Примечание: предпочтительные поля допусков выделены жирным шрифтом

 

Сочетанием рекомендованных для применения полей допусков валов и отверстий можно получить большое число посадок. Для общего применения ГОСТ 25347 – 82 устанавливает рекомендуемые посадки в системе отверстия и системе вала.

Таблица 1.3 - Методы окончательной обработки деталей (для размеров до 150 мм) для получения заданных допусков квалитетов

Квалитет Методы обработки
5 (вал) 6 (отверстие) Суперфиниш, доводка, обтачивание и растачивание алмазными и эльборовыми резцами, тонкое (прецизионное) шлифование, хонингование, развертывание тремя развертками, пластическое прецизионное деформирование. Примеры: поршневой палец, детали плунжерных пар, подшипники скольжения, поверхности деталей, соединяемых с подшипниками качения 5-го и 4-го классов точности.
6 (вал) 7 (отверстие) Чистовое шлифование, чистовое обтачивание и растачивание, протягивание чистовая притирка, обкатывание и раскатывание роликами или шариками, развертывание двумя развертками. Примеры: вкладыши подшипников скольжения, поверхности деталей, соединяемых с подшипниками качения 0-го и 6-го классов точности, поверхности для установки на них зубчатых колес.
7 (вал) 8 (отверстие) Шлифование, чистовое обтачивание и растачивание на токарных станках, развертывание, протягивание. Примеры: валы редукторов, отверстия в корпусах редукторов, центрирующие поверхности шлицевых деталей.
8 и 9 (вал) 9 (отверстие) Тонкое фрезерование, тонкое шабрение, круглое получистовое шлифование, тонкое строгание, нормальное обтачивание и растачивание, развертывание, холодная штамповка. Примеры: детали шпоночных и шлицевых соединений
10 (вал и отверстие) Чистовое зенкерование, грубое шлифование, холодная штамповка, обтачивание и растачивание на токарно-револьверных станках и автоматах, точное литье под давлением. Примеры: пальцы и отверстия проушин, болты и отверстия для них.

Посадки H/h образованы полями допусков основного вала и основного отверстия. Наименьший зазор равен нулю, наибольший – сумме допусков вала и отверстия. Эти посадки соответствуют скользящим посадкам системы ОСТ, их применяют преимущественно для неподвижных соединений валов с отверстиями, часто подвергаемых разборке и регулированию, и допускающих проворачивание и продольное перемещение одной детали относительно другой. Рекомендуемые посадки, образованные соединением основного вала с основным отверстием - , , , .

Посадки H7/h6 и H8/h7 назначают, например, для установки сменных зубчатых колес в станках, сменных кондукторных втулок, фрез на оправках, центрирующих корпусов под подшипники качения в автомобилях, шпинделя в корпусе сверлильного станка.

Посадку H8/h8 применяют для установки на валы деталей, передающих крутящие моменты через штифты и шпонки, для неподвижных осей и пальцев в опорах; для соединения деталей, которые должны легко передвигаться при настройках и регулировании с последующей затяжкой в рабочем положении.

Посадка H11/h11 является посадкой низкой точности и предназначена для относительно грубо центрированных неподвижных соединений (для центрирующих фланцев крышек и корпусов арматуры, для соединений, детали которых подлежат сварке; для крышек сальников в корпусах, для соединений распорных втулок и др.). В неподвижных соединениях эти посадки применяют для неответственных шарниров и роликов, вращающихся на осях.

Посадки с зазором. В них обеспечивается гарантированный зазор в соединении. Рекомендуемые посадки с зазором: , , , , , , (система отверстия); , (система вала).

 Посадку H7/g6 (движения) применяют для точных подвижных соединений, в которых требуется обеспечить герметичность при перемещении одной детали в другой, плавность и точность перемещений; для подшипников скольжения особо точных механизмов при малых нагрузках и работающих при постоянной температуре. Примеры: шпиндели точных станков и делительных головок в направляющих, сменные втулки в кондукторах, передвижные шестерни на валах коробок передач, плунжерные пары.

Посадки H7/f7 и F8/h6 (ходовые) предназначены для установки в опорах валов, вращающихся с умеренной угловой скоростью (до 150 рад/с) при постоянной по величине и направлению нагрузке; для опор с поступательным перемещением одной детали относительно другой, неподвижных соединений при невысокой точности центрирования деталей, допускающих их легкую сборку и разборку. Примеры: поршень в гидроцилиндре; зубчатые колеса и муфты, перемещаемые на валах; подшипники скольжения легких и средних машин, редукторов, насосов и т.п.

Посадки H7/e8, H8/e8 и E9/h8 (легкоходовые) характеризуются большими зазорами, поэтому обеспечивают свободное вращение при значительных нагрузках и угловых скоростях(свыше 150 рад/с). Их применяют для разнесения опор валов, при числе опор, большем двух, и увеличенной длине соединения. Примеры: подшипники скольжения турбогенераторов, электромашин, станков, двигателей внутреннего сгорания; клапан впуска в направляющей втулке, распределительный вал двигателя в подшипнике (опоре).

Посадки H8/d9 и H9/d9 (широкоходовые) с большими гарантированными зазорами, позволяющими компенсировать отклонения расположения сопрягаемых поверхностей и большие температурные деформации, обеспечивают свободное перемещение деталей или их регулирование. Их применяют для подшипников жидкостного трения турбин, подшипников трансмиссионных валов; клапанов выпуска в направляющих втулках двигателей внутреннего сгорания.

Посадку H11/d11 применяют для подвижных соединений, не требующих точности, неподвижных грубоцентрированных соединений. Обеспечивается подвижность соединений в условиях запыления и загрязнения. Примеры: распорные втулки в корпусах, шарнирные соединения тяг и рычагов, узлы сельскохозяйственных машин.

Посадки с натягом. В них обеспечивается натяг в соединении. Рекомендуемые посадки с натягом: , , , (система отверстия); (система вала).

Посадки H7/p6 и P7/h6 характеризуются минимальными гарантирован-ными натягами. Вал изготавливают по 6-му квалитету, а отверстие – по 7-му. Применяют для неподвижных соединений, передающих сравнительно малые осевые усилия или небольшие по величине крутящие моменты; сопряжений с тонкостенными деталями, не допускающими больших деформаций, или с деталями из цветных металлов и легких сплавов; центрирования тяжелонагруженных деталей с дополнительным их креплением. Примеры: клапанные седла в гнездах блоков цилиндров двигателей внутреннего сгорания, зубчатые колеса на валах с дополнительным креплением шпонками, винтами и штифтами.

Посадки H7/s6 и H7/r6 (прессовые) для неподвижных соединений, передающих нагрузки средней величины без дополнительного крепления деталей. Можно применять для передачи больших нагрузок при условии дополнительного крепления соединяемых деталей. Примеры: зубчатые колеса на валах коробок скоростей токарных станков, бронзовые зубчатые венцы на чугунных центрах с дополнительным креплением винтами.

Переходные посадки. В них возможно получение как зазора, так и натяга в соединении. Рекомендуемые переходные посадки: , , , (система отверстия); , , (система вала).

Посадки H7/n6 и N7/h6 соответствуют глухой посадке по системе ОСТ: при сборке деталей зазоров практически не бывает. Поэтому эту посадку можно отнести к группе посадок с натягом. Применяют для центрирования деталей в неподвижных соединениях, воспринимающих вибрации и удары. Неподвижность соединяемых деталей гарантируется дополнительным креплением при помощи винтов, штифтов, шпонок и т.п. разборку соединения производят редко, например, при капитальном ремонте, но с использованием распрессовочных приспособлений (съемников). Примеры: зубчатые колеса и муфты на валах, бронзовые венцы червячных колес, кондукторные втулки в станочных приспособлениях, установочные кольца на валах, ступица вентилятора на валу.

Посадки H7/k6 и K7/h6 (напряженные) дают средний зазор, близкий к нулю. Вероятности получения зазоров и натягов в соединении примерно одинаковы. Практически вследствие погрешностей формы соединяемых поверхностей, особенно при большой длине соединения (свыше трех диаметров) зазоры почти не ощущаются. Поэтому эти посадки рассматривают, как не имеющие зазора и применяют для точного центрирования соединяемых деталей. Примеры: неподвижные зубчатые колеса на валах металлорежущих станков, шкивы, маховики, рычаги на валах, съемные муфты на валах электромашин.

Посадки H7/js6 и Js7/ h6 (плотные) характеризуются почти 100%-ной вероятностью получения зазоров, поэтому их относят к группе посадок с зазором. Однако из-за влияния погрешностей формы и расположения поверхностей сборку соединения производят с помощью деревянного молотка. Применяют в легкоразъемных неподвижных центрирующих соединениях, неподвижность в которых обеспечивается дополнительными средствами крепления (шпонками, винтами и т. п.). Примеры: ручные маховички на валах, стаканы подшипников в корпусах.

Предпочтительно применение системы отверстия. Система вала применяется только в тех случаях, когда это оправдано конструктивно или экономически. Предельные отклонения валов и отверстий предпочтительных полей допусков приведены в приложении А.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: