ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить классификацию, фармакодинамику анксиолитиков, седативных и антипсихотических средств, показания и противопоказания к их применению.
2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.
Введение
Седативные и транквилизаторы способны устранять проявления нервного стресса, приобретающего все большее место в жизни современного человека. Их широко используют для лечения неврозов, начальных форм гипертонической болезни, бессонницы.
Проблема шизофрении и других психотических расстройств сохраняет высокую актуальность. Эта патология поражает 1% населения наиболее плодотворного возраста 15-45 лет. В клиниках США больные шизофренией занимают 25% коечного фонда и на их долю приходится до 40% общей длительности лечения, а обусловленные этим заболеванием прямые и косвенные затраты составляют 20-30 млрд. долл. ежегодно. Синтез «типичных нейролептиков» в первой половине ХХ столетия революционизировал психиатрию и позволил успешно воздействовать на опасные (продуктивные) симптомы шизофрении (процессы патологического возбуждения - зрительно-слуховые галлюцинации, бред и т.п.), но не позволил влиять на негативную симптоматику процессов патологического торможения (апатия, абулия и др.). Одновременно возникли новые проблемы в связи с побочными эффектами (запоры, недержание мочи, сексуальная дисфункция, нарушение слуха и зрения и т.д.) этих лекарственных средств. Нейролептики нового поколения, «атипичные», снижают не только продуктивную симптоматику, но и негативную.
Благодаря широкому спектру фармакологического действия нейролептики и транквилизаторы применяются в различных областях медицины, например, в терапии для купирования гипертонических кризов, в хирургии для премедикации и нейролептанальгезии, для купирования судорог, в онкологии для уменьшения побочных эффектов при цитостатической терапии (как противорвотные средства).
Оснащение занятия
Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.
План внеаудиторной самоподготовки
Этап работы | Время занятий | Литература |
1.Ответить на вопросы для самоподготовки 2. Выполнить задание по рецептуре 3. Выполнить тестовые задания | 1 час 30 мин 30 мин | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Достижения современной психофармакологии.
2. Классификация средств, угнетающих психоэмоциональную сферу.
3. Фармакология седативных средств: препараты, показания к их применению.
4. Фармакодинамика анксиолитиков.
5. Классификация анксиолитиков по химической структуре и их сравнительная характеристика, показания к применению и побочные эффекты этих средств.
6. Сравнительная характеристика фармакодинамики анксиолитиков и седативных средств.
7. Фармакодинамика антипсихотических средств.
8. Классификация, препараты и сравнительная характеристика фармакодинамики различных групп антипсихотических средств.
9. Показания и противопоказания к применению антипсихотических средств.
10. Профилактика и лечение побочных эффектов, возникающих при применении антипсихотических средств.
11. Фармакология средств, для лечения маний.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ
Используя табл.4, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для лечения невроза; 2) для потенцирования действия средств для наркоза; 3) самый активный транквилизатор; 4) анксиолитик, обладающий центральным мышечно-расслабляющим действием; 5) средство, устраняющее чувство страха и нервного напряжения; 6) средство, вызывающее гипотермию; 7) седативное средство; 8) транквилизатор, не обладающий снотворным эффектом; 9) для лечения маний; 10) для купирования психомоторного возбуждения; 11) анксиолитик для парентерального введения; 12) назначаемое при икоте; 13) для лечения абстинентного психоза при алкоголизме; 14) для потенцирования действия наркотических анальгетиков; 15) для нейролептанальгезии; 16) для купирования гипертонического криза; 17) для лечения психоза; 18) назначаемое при рвоте.
Таблица 4
Список препаратов для выписывания рецептов:
Препараты | Лекарственная форма | Средняя терапевтическая доза |
Настойка валерианы (Tinktura Valerianae) | Флаконы по 30 мл | Внутрь по 20 – 30 капель на прием 3 - 4 раза в день |
Феназепам (Phenazepamum) | Таб. по 0,0005 (0,001)г | Внутрь по 0,00025 – 0,0005г 2 – 3 раза в день. При лечении эпилепсии 0,002 – 0,01г в сутки |
Мебикар (Mebikarum) | Таб. по 0,3 (0,5)г | Внутрь по 0,025 – 0,05г 2 – 3 раза в день. В/м 1 амп. 1 – 2 раза в день |
Хлозепид (Хлордиазепоксид, либриум, элениум) (Chlozepidum) | Таб. по 0,005г покрытые оболочкой | Внутрь начиная с 0,005 - 0,01г в день, при необходимости постепенно увеличивая дозу до 0,03 – 0,05г в день (в 3 – 4 приема) |
Нозепам (Nozepanum) Тазепам, адумбран | Таблетки по 0,01г | Внутрь по 0,02 – 0,03г 1- 3 раза в день после еды. |
Сибазон (диазепам, реланиум, валиум, седуксен, апаурин) (Sibazonum) | Амп. по 2 мл 0,5% р-ра; Таб. по 0,005г | Внутрь сначала по 0,0025 – 0,005г, затем по 0,005 – 0,01г 1 - 2 раза в день; В/в и в/м по 1-2мл |
Аминазин (Aminazinum) Ларгатил, плегомазин | Амп. По 1; 2; 5 и 10 мл 2,5% р-ра; драже по 0,025; 0,05 и 0,1г; | Внутрь по 0,025г 1– 3 раза в день, затем увеличивают до суточной дозы 0,3 – 0,6г. В/м 2 мл развести 0,5 % р-ром новокаина не более 3 раз в день. В/в медленно 1 – 2мл (при необходимости 4 мл) развести в 20 мл 5% или 40% р-ра глюкозы. |
Дроперидол (Droperidole) | Амп. по 5 и 10 мл 0,25% р-ра | Для премедикации в/м 1 – 2 мл 0,25 % р-р вместе с фентанилом и промедолом за 30 – 45 мин до операции. Для нейролептаналгезии в/в 1 – 2 мл 0,25% вместе с фентанилом, разведенных в 20 мл 5 – 40 % р-ре глюкозы. |
Лития карбонат (Lithii carbonas) | Таб. по 0,3г, покрытые оболочкой | Внутрь начиная с 0,6 - 0,9г в день, на следующий день до 1,2г, при необходимости постепенно увеличивая дозу до 1,5 – 2,1г в день (в 3 – 4 приема) |
План занятия
Время практического занятия – 190мин.
1. Организационные вопросы – 5 мин.
2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 65 мин.
3. Коррекция исходного уровня знаний – 30 мин.
4. Перерыв – 15 мин.
5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.
6. Самостоятельная работа студентов (работа с упаковками лекарственных средств, тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 35 мин.
7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.
8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.
Тесты для определения исходного уровня знаний №1
1.Механизм действия анксиолитиков связан с:
1) блокадой дофаминорецепторов;
2) стимуляцией аденозиновых рецепторов;
3) блокадой адренорецепторов;
4) стимуляцией бензодиазепиновых рецепторов;
5) блокадой бензодиазепиновых рецепторов.
2.Общим эффектом анксиолитиков, седативных и антипсихотических средств является:
1) анксиолитический;
2) антипсихотический;
3) седативный.
3. Антипсихотические средства депрессию:
1) вызывают;
2) не вызывают.
4. Седативные средства применяют для лечения:
1) психоза;
2) невроза.
5. К побочным эффектам антипсихотических средств относят:
1) экстрапирамидный синдром;
2) бессонницу;
3) лекарственную зависимость;
4) ульцерогенный эффект.
6. К антипсихотическим средствам- производным фенотиазина относят:
1) сульпирид;
2) хлорпротиксен;
3) дроперидол;
4) аминазин;
5) резерпин.
7. Бензодиазепиновые анксиолитики расслабляют скелетные мышцы, потому что:
1) угнетают спинальные полисинаптические пути и нарушают супраспинальную регуляцию тонуса мышц;
2) угнетают синтез ацетилхолина;
3) блокируют Н-холинорецепторы скелетных мышц.
8. Экстрапирамидный синдром вызывает:
1) галоперидол;
2) нозепам;
3) циклодол;
4) пирацетам;
5) феназепам.
9. К атипичным нейролептикам относят:
1) камфора;
2) резерпин;
3) галоперидол;
4) аминазин;
5) клозапин.
10. К дневным транквилизаторам относится:
1) зопиклон;
2) мебикар;
3) диазепам;
4) амизил;
5) феназепам.