Психотропные препараты: седативные средства и анксиолитики (транквилизаторы), антипсихотические средства (нейролептики), средства для лечения маний

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить классификацию, фармакодинамику анксиолитиков, седативных и антипсихотических средств, показания и противопоказания к их применению.

2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.

 

Введение

Седативные и транквилизаторы способны устранять проявления нервного стресса, приобретающего все большее место в жизни современного человека. Их широко используют для лечения неврозов, начальных форм гипертонической болезни, бессонницы.

Проблема шизофрении и других психотических расстройств сохраняет высокую актуальность. Эта патология поражает 1% населения наиболее плодотворного возраста 15-45 лет. В клиниках США больные шизофренией занимают 25% коечного фонда и на их долю приходится до 40% общей длительности лечения, а обусловленные этим заболеванием прямые и косвенные затраты составляют 20-30 млрд. долл. ежегодно. Синтез «типичных нейролептиков» в первой половине ХХ столетия революционизировал психиатрию и позволил успешно воздействовать на опасные (продуктивные) симптомы шизофрении (процессы патологического возбуждения - зрительно-слуховые галлюцинации, бред и т.п.), но не позволил влиять на негативную симптоматику процессов патологического торможения (апатия, абулия и др.). Одновременно возникли новые проблемы в связи с побочными эффектами (запоры, недержание мочи, сексуальная дисфункция, нарушение слуха и зрения и т.д.) этих лекарственных средств. Нейролептики нового поколения, «атипичные», снижают не только продуктивную симптоматику, но и негативную.

Благодаря широкому спектру фармакологического действия нейролептики и транквилизаторы применяются в различных областях медицины, например, в терапии для купирования гипертонических кризов, в хирургии для премедикации и нейролептанальгезии, для купирования судорог, в онкологии для уменьшения побочных эффектов при цитостатической терапии (как противорвотные средства).

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Достижения современной психофармакологии.

2. Классификация средств, угнетающих психоэмоциональную сферу.

3. Фармакология седативных средств: препараты, показания к их применению.

4. Фармакодинамика анксиолитиков.

5. Классификация анксиолитиков по химической структуре и их сравнительная характеристика, показания к применению и побочные эффекты этих средств.

6. Сравнительная характеристика фармакодинамики анксиолитиков и седативных средств.

7.  Фармакодинамика антипсихотических средств.

8.  Классификация, препараты и сравнительная характеристика фармакодинамики различных групп антипсихотических средств.

9.  Показания и противопоказания к применению антипсихотических средств.

10. Профилактика и лечение побочных эффектов, возникающих при применении антипсихотических средств.

11. Фармакология средств, для лечения маний.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл.4, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для лечения невроза; 2) для потенцирования действия средств для наркоза; 3) самый активный транквилизатор; 4) анксиолитик, обладающий центральным мышечно-расслабляющим действием; 5) средство, устраняющее чувство страха и нервного напряжения; 6) средство, вызывающее гипотермию; 7) седативное средство; 8) транквилизатор, не обладающий снотворным эффектом; 9) для лечения маний; 10) для купирования психомоторного возбуждения; 11) анксиолитик для парентерального введения; 12) назначаемое при икоте; 13) для лечения абстинентного психоза при алкоголизме; 14) для потенцирования действия наркотических анальгетиков; 15) для нейролептанальгезии; 16) для купирования гипертонического криза; 17) для лечения психоза; 18) назначаемое при рвоте.

Таблица 4

Список препаратов для выписывания рецептов:

 

Препараты Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Настойка валерианы (Tinktura Valerianae) Флаконы по 30 мл Внутрь по 20 – 30 капель на прием 3 - 4 раза в день
Феназепам (Phenazepamum) Таб. по 0,0005 (0,001)г Внутрь по 0,00025 – 0,0005г 2 – 3 раза в день. При лечении эпилепсии 0,002 – 0,01г в сутки
Мебикар (Mebikarum) Таб. по 0,3 (0,5)г Внутрь по 0,025 – 0,05г 2 – 3 раза в день. В/м 1 амп. 1 – 2 раза в день
Хлозепид (Хлордиазепоксид, либриум, элениум) (Chlozepidum) Таб. по 0,005г покрытые оболочкой Внутрь начиная с 0,005 - 0,01г в день, при необходимости постепенно увеличивая дозу до 0,03 – 0,05г в день (в 3 – 4 приема)
Нозепам (Nozepanum) Тазепам, адумбран Таблетки по 0,01г Внутрь по 0,02 – 0,03г 1- 3 раза в день после еды.
Сибазон (диазепам, реланиум, валиум, седуксен, апаурин) (Sibazonum) Амп. по 2 мл 0,5% р-ра; Таб. по 0,005г Внутрь сначала по 0,0025 – 0,005г, затем по 0,005 – 0,01г 1 - 2 раза в день; В/в и в/м по 1-2мл
Аминазин (Aminazinum) Ларгатил, плегомазин Амп. По 1; 2; 5 и 10 мл 2,5% р-ра; драже по 0,025; 0,05 и 0,1г;   Внутрь по 0,025г 1– 3 раза в день, затем увеличивают до суточной дозы 0,3 – 0,6г. В/м 2 мл развести 0,5 % р-ром новокаина не более 3 раз в день.  В/в медленно 1 – 2мл (при необходимости 4 мл)  развести в 20 мл 5% или 40% р-ра глюкозы.
Дроперидол (Droperidole) Амп.  по 5 и 10 мл 0,25% р-ра Для премедикации в/м 1 – 2 мл 0,25 % р-р вместе с фентанилом и промедолом за 30 – 45 мин до операции. Для нейролептаналгезии в/в 1 – 2 мл 0,25% вместе с фентанилом, разведенных в 20 мл 5 – 40 % р-ре глюкозы.
Лития карбонат (Lithii carbonas) Таб. по 0,3г, покрытые оболочкой Внутрь начиная с 0,6 - 0,9г в день, на следующий день до 1,2г, при необходимости постепенно увеличивая дозу до 1,5 – 2,1г в день (в 3 – 4 приема)

 

План занятия

Время практического занятия – 190мин.

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 65 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 30 мин.

4. Перерыв – 15 мин.

5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

6. Самостоятельная работа студентов (работа с упаковками лекарственных средств, тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 35 мин.

7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.

8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.

 

Тесты для определения исходного уровня знаний №1

1.Механизм действия анксиолитиков связан с:

1) блокадой дофаминорецепторов;

2) стимуляцией аденозиновых рецепторов;

3) блокадой адренорецепторов;

4) стимуляцией бензодиазепиновых рецепторов;

5)    блокадой бензодиазепиновых рецепторов.   

2.Общим эффектом анксиолитиков, седативных и антипсихотических средств является:

1) анксиолитический;

2) антипсихотический;

3)    седативный.

3. Антипсихотические средства депрессию:

1) вызывают;

2)    не вызывают.

4. Седативные средства применяют для лечения:

1) психоза;

2)    невроза.

5. К побочным эффектам антипсихотических средств относят:

1) экстрапирамидный синдром;

2) бессонницу;

3) лекарственную зависимость;

4)    ульцерогенный эффект.

6. К антипсихотическим средствам- производным фенотиазина относят:

1) сульпирид;

2) хлорпротиксен;

3) дроперидол;

4) аминазин;

5)    резерпин.

7. Бензодиазепиновые анксиолитики расслабляют скелетные мышцы, потому что:

1) угнетают спинальные полисинаптические пути и нарушают супраспинальную регуляцию тонуса мышц;

2) угнетают синтез ацетилхолина;

3)    блокируют Н-холинорецепторы скелетных мышц.

8. Экстрапирамидный синдром вызывает:

1)    галоперидол;

2)    нозепам;

3)    циклодол;

4)    пирацетам;

5)    феназепам.

9. К атипичным нейролептикам относят:

1) камфора;

2) резерпин;

3) галоперидол;

4) аминазин;

5) клозапин.

10. К дневным транквилизаторам относится:

1) зопиклон;

2) мебикар;

3) диазепам;

4) амизил;

5) феназепам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: