Список стран, в которых длина железнодорожной сети превышает 10 000 км

ТЕМА 14: «ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ»

План

Роль транспорта в экономике украины.

Железнодорожный транспорт украины.

Автомобильный транспорт.

Трубопроводный транспорт.

Морской транспорт.

Речной транспорт.

Воздушный транспорт.

Городской транспорт.

Электронный транспорт.

Общие направления развития транспортной системы украины.

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ.

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

В отличие от других отраслей национального хозяйства транспорт не выпускает (не создает) новых продуктов. Продукцией транспорта является само перемещение предметов в пространстве, их перевозка.

Транспортный комплекс имеет особое значение для экономики страны, т.к. он принимает участие в создании продукции и доставке ее потребителям, поддерживает связь между производителями и потребителями, между отраслями, регионами и странами.

Транспорт является крупным потребителем промышленной продукции (черной металлургии, машиностроения, топливной, химической промышленности и др.).

В Украине на долю транспорта приходится до 13% стоимости основных фондов в национальной экономике и создается до 7% ВВП Украины.

Все различные виды транспорта, несмотря на административно-хозяйственную самостоятельность, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости и образуют единую транспортную систему страны.

Уровень ее развития – один из важнейших критериев технического прогресса и цивилизованности. Для Украины потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается в связи с курсом на интеграцию в европейскую и мировую экономику.

Единая транспортная система Украины включает в себя следующие виды транспорта:

(1) наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный);

(2) водный (морской, речной);

(3) воздушный.

Основными показателями работы всех видов транспорта являются грузооборот (произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки, измеряется в т·км) и пассажирооборот (соответственно, произведение количества перевезенного пассажиров на расстояние перевозки, измеряется в пассажиро-км).

В мире по объёму грузооборота первое место занимает морской транспорт (с его помощью осуществляется до 80% всех перевозок), затем – железнодорожный и автомобильный.

В Украине развиваются все виды транспорта. Одни из них играют важную роль в международных связях (морской, воздушный), другие обслуживают в основном внутренние связи.

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ

 

Этовид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям. Широко используется как во внутренних, так и в международных связях.

Его преимущества:

· надежность;

· регулярность, наличие возможностей перевозки грузов и пассажиров независимо от времени года и погодный условий;

· малая степень воздействия на окружающую среду;

· небольшая энергоёмкость перевозочных работ (потребление энергии на железнодорожном транспорте в 6 раз меньше, чем в авиации, и в 3 раза меньше, чем в автотранспорте).

Тем не менее, есть страны, которые вообще не имеют железных дорог (например, Кипр, Исландия, Лаос).

Общая же протяженность железной дороги в мире составляет 1,2 млн. км.

Длина железнодорожной сети разных стран.

  Государства без какого-либо железнодорожного сообщения

Антигуа и Барбуда

Афганистан

Багамские острова

Барбадос

Бахрейн

Белиз

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Гвинея-Бисау

Гренада

Доминика

Западная Сахара

Исландия

Йемен

Кабо-Верде

Катар

Кипр

Кирибати

Коморские острова

Лесото

Ливия

Маврикий

Мальдивские острова

Мальта

Мартиника

Маршалловы острова

Микронезия

Папуа-Новая Гвинея

Руанда

Самоа

Сан-Томе и Принсипи

Сейшельские острова

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Тимор

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Палау

Чад

Экваториальная Гвинея.

Во многих странах длина железнодорожной сети сокращается. Так, в США в 1920-м было более 400 000 км железных дорог.

Список стран, в которых длина железнодорожной сети превышает 10 000 км:      

  №   Страна   Длина ж/д (км)   Плотность покрытия
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21     Весь мир США Россия Китай Индия Канада Германия Австралия Аргентина Франция Бразилия Япония Польша Украина ЮАР Италия Мексика Великобр. Испания Казахстан Швеция Румыния     1 134 429 226 427 87 157 77 834 63 327 46 688 41 896 37 855 31 409 29 213 28 857 23 506 22 314 21 655 20 872 19 729 17 516 16 454 15 288 13 700 11 633 10 788       23,79 5,10 8,11 19,26 4,68 117,35     53,40   62,21 71,36 35,87   65,49 8,88 67,21 30,74   25,85 45,42    

 

 

Максимальная скорость железнодорожного сообщения

Россия: Москва – Санкт-Петербург — до 250 км/ч

Тайвань: Тайбэй – Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) — до 300 км/ч

Китай: Ухань – Гуанчжоу — до 350 км/ч,

Шанхай - Международный аэропорт Пудун — до 430 км/ч

Япония: Токио – Осака — до 276 км/ч (план Токио - Нагоя — до 500 км/ч)

Южная Корея: Сеул – Тэджон (Daejon) — до 430 км/ч

Франция: Париж – Лион, Марсель, Страсбург — до 320 км/ч

Германия: Франкфурт/М. - Кёльн, Мюнхен - Нюрнберг — до 300 км/ч

Италия: Рим – Неаполь — до 300 км/ч

Испания: Мадрид – Барселона — до 350 км/ч

Великобритания-Бельгия: Лондон – Брюссель — до 300 км/ч

Турция: Анкара – Стамбул — до 300 км/ч

 

В настоящее время эксплуатационная длина железных дорог Украины составляет почти 23 тыс. км. (для сравнения – в Германии и Франции - более 30 тыс. км). Из них 35% – двух- или многопутные. / В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла в 1996- 42 тыс. км./

Железнодорожный транспорт Украины по общей длине путей (23тыс.км.) (развернутая протяжённость участков — 30,3 тыс. км)

занимает (12-13!!!!!) место в мире (после США, России, Канады ….).

Территориально железнодорожный транспорт разделен на 6 железных дорог: Юго-Западную (центр – Киев), Львовскую, Южную (Харьков), Донецкую (ее протяженность - почти 3 тыс. км), Приднепровскую и Одесскую.

В состав железнодорожного транспорта входят:

· шесть железных дорог (Львовская, Приднепровская, Донецкая, Одесская, Южная и Юго-Западная), которые обслуживают все 24 области Украины и Республику Крым;

· Украинский центр по обслуживанию пассажиров;

· метрополитены - Киевский, Харьковский, строящиеся Днепропетровский и Донецкий;

· объединение “Укрзалізпром”, в состав которого входят 23 завода;

· 6 заводов подчиненных Управлению дорожного хозяйства;

· объединение “Укрпромзалізпром”;

· заводы железобетонных шпал;

· организации материально-технического снабжения;

· торгово-производственные объединения;

· объединение дорожных ресторанов;

· проектные институты;

· промышленное объединение “Трансформація”. 

В составе 6 железных дорог Украины функционируют 1833 станции, из них 51 - сортировочных, 75 основных и 48 оборотных локомотивных депо, 10 пассажирских, 5 рефрижераторных и 66 грузовых вагонных депо, 44 дистанции энергоснабжения, 72 дистанции сигнализации и связи и 110 дистанций пути.

Средняя плотность железнодорожных путей в Украине – 37 км на 1 тыс. км2 (для сравнения – в Европейской части России – 15 км). Что касается Донецкого региона, то по густоте железнодорожной сети он не имеет себе равных среди других стран (кроме Бельгии). На каждую тысячу км2 в Донецкой области приходится – 61 км железных дорог. Наименьшая плотность – в Херсонской области – 16 км. (в областях Донецкой (61 километр), Львовской (59),
Днепропетровской (49), Харьковской (48), Запорожской (36) и
Закарпатской (48 километров); малейшая плотность - в областях
Херсонской (16 километров), Автономной Республике Крым (24),
Черниговской и Киевской (по 28 километров)).

 

 

                               Перевезення вантажів за видами транспорту (млн. т)

                2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Транспорт 1529 1579 1558 1654 1731 1805 1873 1970
наземний 1514 1564 1541 1635 1710 1784 1850 1946
залізничний 357 370 393 445 462 450 479 514
автомобільний1 939 977 947 973 1027 1121 1167 1236
трубопровідний 218 216,4 201 217 221 213 204 196
водний 15 15 16,4 19 21 21 23 24
морський 6,3 8 8,8 9 9 8 9 9
річковий 8,3 7 7,6 10 12 13 14 15
авіаційний 0,0 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

 

                                      Вантажооборот за видами транспорту (млрд. ткм)

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Транспорт 394,1 394,0 411,3 457,5 480,1 473,6 494,6 510,3
наземний 379,6 380,2 397,9 442,4 464,9 457,4 475,9 491,3
залізничний 172,8 177,5 193,1 225,3 234,0 224,0 240,8 262,5
автомобільний1 19,3 18,5 20,6 24,4 28,8 35,3 40,6 46,7
трубопровідний 187,5 184,2 184,2 192,7 202,1 198,1 194,5 182,1
водний 14,5 13,8 13,0 14,6 14,9 15,9 18,4 18,6
морський 8,6 10,1 8,8 9,9 9,3 9,6 12,1 12,9
річковий 5,9 3,7 4,2 4,7 5,6 6,3 6,3 5,7
авіаційний 0,0 0,0 0,4 0,5 0,3 0,3 0,3 0,4

 

 

Железные дороги – наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок: каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции на дальние расстояния. Поэтому с его помощью в последние годы перевозится около 30% всех грузов.

Значительной проблемой развития железнодорожного транспорта Украины являетсявысокая степень изношенности основных фондов. Часть инфраструктурных объектов железной дороги устарела и не отвечает современным требованиям.

Если рассматривать пассажирские перевозки, то проблемы заключаются в отсутствии надлежащего сервиса, низком санитарном уровень вагонов, отсутствии развлечений на протяжении длительных поездок (видео, вагона-ресторана, детского вагона и т.п.). 

Более половины железнодорожных путей в Украине смонтирована на деревянных шпалах, из которых до 15% непригодны для дальнейшего использования.

До 60% железнодорожной колеи не электрифицировано, что не дает возможности повсеместно использовать электровозную тягу, а только тепловозную.

Важной проблемой для Украины в плане интеграции железной дороги в европейскую единую железнодорожную систему является приведение ширины украинской колеи (1524 мм) к европейскому образцу (1435 мм). В настоящее время на границе с европейскими странами существуют сложные системы перевода поездов из колеи в колею, что требует содержания на западной границе страны 14 специально оборудованных станций, 11 станций по перегрузке импортных грузов и 8 пунктов перестановки на колею западного образца. Это значительно снижает эффективность работы железнодорожного транспорта и наносит ощутимый удар это по транзитным перевозкам.

Существенным недостатком является отсутствие в Украине скоростных железных дорог (для достижения скорости 200-300 км/час). И хотя имеются участки дороги, где поезда развивают скорость до 160 км/час, но средняя скорость движения нашего подвижного состава не превышает 30 км/час.

Для решения проблем на государственном уровне была разработана "Государственная программа развития железнодорожного транспорта Украины", предусматривающая совершенствование и дальнейшее развитие железнодорожных перевозок на ближайшие годы. Но без государственных инвестиций железная дорога не сможет решить всех проблем. Во всех развитых странах железные дороги находятся на государственных дотациях.

3. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Автомобильный транспорт является неоспоримым лидером в пассажирских и грузовых перевозках. В последние годы более половины всех грузов и почти половина пассажиров была перевезена с его использованием.

               Перевезення вантажів автомобільним транспортом за регіонами (млн. т)

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Україна1 938,9 977,3 947,3 973,3 1027,4 1120,8 1167,2 1236,1
Автономна Республіка Крим 17,0 18,3 17,6 19,5 19,1 20,1 21,5 26,4

області

Вінницька 28,3 28,3 27,8 24,2 27,7 26,9 30,3 33,8
Волинська 7,6 8,0 7,9 9,9 10,8 10,3 11,6 13,2
Дніпропетровська 234,9 258,4 254,0 256,2 274,0 303,7 325,1 341,6
Донецька 125,3 129,7 145,7 137,7 147,1 170,5 182,5 193,1
Житомирська 29,3 30,9 30,8 31,0 34,1 35,0 38,2 44,7
Закарпатська 10,8 11,7 10,5 11,4 10,8 13,7 16,5 15,3
Запорізька 40,0 40,5 38,4 45,1 43,8 46,3 51,3 50,7
Івано-Франківська 13,1 12,7 9,5 9,9 9,1 10,0 10,2 11,3
Київська 36,3 32,2 35,2 35,4 40,4 33,5 32,1 49,6
Кіровоградська 16,3 18,8 15,6 15,3 20,0 25,1 28,1 28,2
Луганська 26,1 38,8 31,3 49,9 32,0 31,8 28,3 29,1
Львівська 29,6 27,3 21,4 25,1 20,9 20,3 21,8 20,6
Миколаївська 13,6 19,3 18,5 19,1 23,7 30,8 30,7 27,2
Одеська 24,9 31,0 20,8 16,4 19,7 23,0 24,7 25,5
Полтавська 95,3 90,5 87,5 85,2 95,6 108,9 115,5 122,2
Рівненська 15,5 15,7 16,7 17,4 18,5 18,4 18,9 19,6
Сумська 19,4 17,4 16,6 14,5 15,2 13,4 13,0 13,7
Тернопільська 13,0 12,7 9,9 9,4 10,1 9,5 13,0 13,4
Харківська 27,8 30,4 28,7 33,3 36,3 36,5 35,3 38,7
Херсонська 13,2 12,3 10,1 8,8 9,9 11,4 11,8 13,2
Хмельницька 25,3 24,9 21,5 24,6 27,6 24,6 23,9 26,7
Черкаська 33,9 26,1 26,5 23,5 27,9 46,7 30,0 24,4
Чернівецька 5,7 6,8 6,2 7,4 8,2 8,3 8,9 8,1
Чернігівська 13,2 13,1 13,3 12,8 14,7 15,0 14,2 14,1

міста

Київ 16,4 14,8 13,6 16,2 16,9 17,8 20,1 21,5
Севастополь 7,1 6,7 11,7 14,1 13,3 9,3 9,7 10,2

 

Его преимущества:

· перевозка "от дверей до дверей";

· значительная маневренность, мобильность и оперативность.

Но есть и недостатки:

· высокая себестоимость;

· частичная зависимость от погодных условий;

· загрязнение окружающей среды.

Вследствие преимущественно равнинного характера рельефа Украины автомобильный транспорт развивается почти равномерно на всей ее территории, но более плотная сеть автодорог характерна для западного региона страны. Лидером по плотности является Львовская область, где на 1 тыс.км2 приходится 382 км дорог общего пользования. Наименьшая плотность – в Херсонской области – 173 км.

 

                      

       Вантажооборот автомобільного транспорту за регіонами (млн. ткм)

 

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Україна1 19281,6 18457,0 20593,1 24386,8 28847,1 35244,0 40566,5 46692,4
Автономна Республіка Крим 489,2 493,5 581,8 583,1 710,8 737,4 810,0 1085,2

області

Вінницька 582,2 625,0 709,7 801,5 971,8 1034,5 1188,3 1568,9
Волинська 321,3 258,7 428,0 693,6 758,6 998,3 1253,2 1336,0
Дніпропетровська 1389,7 1485,7 1675,4 1700,5 2071,8 2180,6 2660,0 2992,2
Донецька 1301,9 1475,6 1747,2 1950,4 2019,8 2202,4 2523,0 2737,7
Житомирська 482,2 469,5 501,6 607,1 713,2 724,4 852,5 1001,6
Закарпатська 423,5 429,7 548,7 743,8 915,4 1755,5 2041,2 2253,0
Запорізька 2838,9 1468,1 1456,9 1601,3 1571,6 2912,1 2437,9 2884,0
Івано-Франківська 327,5 263,4 290,5 360,5 409,3 520,8 716,7 903,1
Київська 1103,2 1584,3 1300,5 1522,9 1799,5 2402,5 2624,3 3433,4
Кіровоградська 263,2 287,2 314,8 354,1 418,4 561,5 697,5 821,5
Луганська 887,5 883,2 1015,7 1253,9 1352,6 1697,5 1740,3 2100,5
Львівська 1748,8 1226,3 1117,1 1553,6 1837,4 1911,3 2478,6 2786,3
Миколаївська 272,8 386,1 438,1 572,0 659,0 848,3 1140,8 1168,2
Одеська 623,5 790,6 875,0 858,3 1258,4 1264,0 1476,6 1587,3
Полтавська 866,2 890,3 1105,4 1076,9 1438,0 1611,0 2021,4 2331,7
Рівненська 434,1 435,3 540,0 706,6 806,1 939,5 1227,7 1283,4
Сумська 490,2 417,4 438,6 513,3 559,5 603,0 653,7 758,1
Тернопільська 308,6 307,1 356,6 383,3 507,2 551,8 769,5 1039,2
Харківська 611,0 684,9 969,2 1230,0 1548,3 1778,6 2201,2 2570,2
Херсонська 282,9 224,7 260,3 274,9 384,4 638,6 753,9 980,8
Хмельницька 587,3 622,2 605,0 1007,7 1036,8 1248,7 1610,1 1588,4
Черкаська 661,3 504,8 575,9 648,7 797,1 1194,2 1148,4 1282,7
Чернівецька 193,6 207,2 253,4 353,6 392,7 372,6 449,3 618,5
Чернігівська 288,0 297,5 392,4 445,9 592,6 773,1 846,6 942,9

міста

Київ 1434,9 1666,8 1977,1 2443,9 3113,8 3657,8 4031,2 4301,6
Севастополь 68,1 71,9 118,2 145,4 167,0 124,0 212,6 336,0

 

Общая длина автомобильных дорог Украины составляет до 170 тыс. км (это почти 11% всех автодорог СНГ), в том числе с твердым покрытием – 164 тыс. км. (для сравнения – во Франции – 983 тыс. км, Италии – 815 тыс. км).

Однако приближены к европейским стандартам только менее 1,5% от общей протяженности всех автодорог Украины, а это только 2,3 тыс. км. К дорогам первой категории относятся автомагистрали Киев-Одесса и Киев-Борисполь (это скоростные дороги с 4-мя и более полосами движения и шириной проезжей части более 15 м с бетонным или асфальтобетонным покрытием).

В целом автодороги Украины не отвечают европейским стандартам по многим показателям, в частности таким как: качество покрытия, скорость передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными знаками и разметкой, а также необходимым количеством пунктов технической и медицинской помощи, заправок, телефонной связи и т.д. До 30% дорог в сельской местности вообще без твердого покрытия и в период неблагоприятных природных условий непригодны для эксплуатации.

Инвестиции в строительство дорог очень малы, хотя они могут быть достаточно выгодным объектом для капиталовложений (во-первых, часть дорог можно сделать платными, и, во-вторых, вдоль дорог формируется достаточно мощная инфраструктура).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: