Стратегическим направлением развития для всей транспортной системы должно стать повышение значимости транзитных перевозок

В силу своего географического положения Украина является страной с огромным транзитным потенциалом. По оценке британских специалистов, Украина имеет наивысший в Европе показатель транзитности, который учитывает развитие размещенных в стране транспортных систем и сетей, а также уровень и состояние их использования. Однако это не означает, что все пассажиро- и грузопотоки будут автоматически проходить через ее территорию. Нас ожидает жесткая конкурентная борьба за транзит.

В настоящее время на рынке транзитных перевозок конкурируют государства, стремящиеся привлечь транспортные потоки на свою территорию путем создания благоприятных условий для перевозок. Например, нормы для европейских транспортных коридоров включают в себя пересечение границы автобусами и легковыми машинами за 15 минут, поездами – за 20 минут, грузовиками – за 60 минут. О таких сроках могут только мечтать водители, пересекающие границу Украины. Длительные задержки на границе, а также произвол чиновников, поборы на дорогах, несовершенство законодательства приводят к тому, что транспортные потоки все чаще обходят Украину стороной. По некоторым оценкам вследствие неблагоприятных условий для транзита наша страна ежегодно теряет около 2 млрд. долл.

Примером того, какое большое значение могут иметь доходы от транзита, является такой факт, что около ¼ ВВП Латвии составляют именно доходы от транзитных перевозок (то же можно сказать и в отношении Литвы и Эстонии). Что касается Украины, то экспорт транспортных услуг (в основном за счет транзита) ежегодно дает около 4 млрд. долл. или около 7% ВВП.

Следует учитывать, что транзит через территорию Украины составляет сферу интересов не только Украины, но и многих европейских стран, которые можно более активно привлекать к реконструкции основных транспортных коридоров.

С целью дальнейшего развития транзитных перевозок в 2002 г. был принят Закон Украины "О комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 г.г.". Однако, последние политические и экономические события (в том числе, газовый конфликт между Украиной и Россией) показывают, что накопленные за многие годы связи и опыт можно легко утратить вследствие принятия непродуманными решений либо бездействия. Особенно это актуально в связи с тем, что до 94% транзита через территорию Украины приходится на транзитные перевозки России, Казахстана и Беларуси, а на транзит дальнего зарубежья приходится только 6% от общего объема транзитных перевозок. Поэтому мы рискуем потерять своего главного партнера.

Обновление подвижного состава и транспортной инфраструктуры является задачей стратегического значения для Украины. Успешный рост страны невозможен без стабильной бесперебойной работы транспорта и его способности к саморазвитию. Если не уделять этой проблеме должного внимания, то в ближайшее время состояние транспорта и транспортной инфраструктуры может стать фактором торможения для всей отечественной экономики.

 

Основными угрозами экономической безопасности Украины в транс­портной сфере являются:

— утрата конкурентоспособности украинских перевозчиков из-за старения подвижного состава, высокой себестоимости перевозок, боль­ших ставок налогов;

— вытеснение отечественных перевозчиков иностранными вслед­ствие чрезмерной открытости отечественного рынка транспортных ус­луг и неэффективной государственной политики протекционизма по отношению к отечественным перевозчикам;

— критически низкий уровень перевозок, прежде всего, на авиаци­онном, морском, речном транспорте, за которым начинается распад транспортной системы;

— значительные сокращения отечественного торгового флота из-за вывода его в оффшорные компании;

— отсталость транспортной сети, вследствие чего имеет место низ­кое качество транспортного обслуживания (скорость движения, сохран­ность груза, прости на границе, информационное обеспечение);

— потеря Украиной рынка перевозок на реке Дунай;

— неопределенность границ в Азовском море и в Керченском про­ливе;

— сокращение транзита из-за намерений России переориентировать экспортно-импортные грузопотоки на собственные порты и из-за стро­ительства обходных нефтепроводов и газопроводов;

- дискриминационная политика других государств в отношении украинских перевозчиков;

- сокращение авиаперевозок в Америку из-за отсутствия современных самолетов и в Европу – в связи с повышенными требованиями со стороны ЕС относительно шума и эмиссии двигателей.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: