Какое отношение к оптимизации решений субъектов (теория рационального поведения) имеет проводимая на описываемый момент времени «оптимизация учреждений образования»?

В чем отличие моделей поведения субъекта в неоклассической и новой институциональной теории? Дайте развернутую характеристику.

Какие проявления неполной рациональности производителей одежды выявлены в описанном исследовании?

Как вел бы себя при такой структуре спроса совершенно рациональный производитель?

Ситуация 1.2. Ограниченная рациональность покупателей (домашних хозяйств)

Источник: Что отталкивает покупателей интернет-магазинов?

РБК daily, www.rbcdaily.ru, 18.08.2011

В России проведено исследование о критериях доверия к интернет-магазинам. Автор исследования, Татьяна Никитина, проанализировала активность пользователей услуг интернет-магазинов. Оказалось, что наличие грамматических ошибок на сайтах сказывается очень необычным образом на потребителях. Пользователь настораживается, он ожидает другого подвоха и обычно его находит. В результате человек отказывается от покупки в этом интернет-магазине, переходя к другому сайту.

"В общении между собой люди пользуются невербальными данными - есть возможность считать информацию о человеке с его внешности, манер и т.п. В Интернете есть лишь визуальная информация, то есть оформление и текст. Это основное, что дает представление о продукте, о компании-продавце, и на это будет опираться потребитель, совершая свой выбор", - рассуждает Т.Никитина.

Между тем, в работе call-цент­ра наиболее критической проблемой являются ситуации, когда покупатель слишком долго дозванивается - никто не берет трубку, звонок срывается и прочее. Пользователь может испугаться, что потом он не сможет дозвониться, если у него возникнут проблемы с товаром, он не сумеет его обменять, или захочет изменить что-то в своей покупке, удалить или добавить элементы в виртуальной корзине.

Кроме того, на уровень доверия влияет указание на сайте достоверного контактного адреса, который пользователь сможет проверить. Если компания предлагает посетителю оставить свои контакты, по которым пользователю перешлют, например, прайс, то это приводит к формированию недоверия.

На лояльность покупателя к интернет-магазину влияют также рекомендации знакомых и отзывы в Сети. При этом одни люди склонны доверять больше первым, другие - вторым, третьи полагаются на закрытые форумы.

Удивительно, но согласно исследованию, слишком низкая цена на товар может выглядеть подозрительной и формировать у посетителя недоверие. Гораздо лучше, когда цена адекватна для товара и, разумеется, не завышена.

Подобное исследование проводили и сингапурские психологи. Они выяснили, что сайты, в оформлении которых используются пастельные цветовые тона, общепринятые шрифты, появляются всплывающие подсказки и при этом отсутствуют орфографические ошибки, вызывают высокое доверие у пользователей. В то же время люди, по их данным, не склонны совершать покупки в интернет-магазине, где, к примеру, присутствуют неработающие ссылки, - каким бы привлекательным ни был дизайн сайта.

Вопросы:

Почему обезличенная трансакция в интернет-магазине требует от покупателя доверия к продавцу?

Приведите примеры из текста о несовершенстве информации в ситуации принятия решения покупателем.

В чем проявляется несовершенная рациональность покупателей в этом примере?

Какие сигналы интернет-продавца служат основанием положительного выбора покупателя?

Есть ли у недобросовестного продавца возможность обмануть дотошного покупателя? Почему?

Сформулируйте и обоснуйте правила поведения продавца с позиции борьбы за покупателя.

Ситуация 1.3. Ограниченная рациональность чиновников (государства)

Источник: Закрыли школу, http://www.kazved.ru/article/35879.aspx, 25.08.2011

В селе Чирша Высокогорского района Татарстана перед самым началом учебного года приказано закрыть татарскую школу. Тринадцать педагогов остались без работы. Родители в недоумении, жители разводят руками: «Ликвидация школы - гибель для села». Администрация района выделяет автобус, чтобы возить детей в среднюю школу села Дубъязы, за 9 километров. А для начальных классов предложили выделить небольшое помещение в местном доме культуры. Сейчас эта комната захламлена. На носу 1 сентября, а о ремонтных работах не идет даже речи.

В Чирше 167 домов, 406 человек, есть дом культуры, детский сад, магазин и мечеть. У села есть перспектива: в этом году родилось 11 детей, строится новая улица из 50 домов для молодых семей. Школьное здание добротное, с огромным ухоженным пришкольным участком (такие школы и в городе редкость), поднимали всем селом 15 лет назад. Образовательное учреждение оборудовано согласно всем требованиям. Есть спортзал, столовая, компьютерный класс. Учителей обеспечили ноутбуками, в здание провели wi-fi. В прошлом учебном году в школе обучалось 25 детей, в этом должны были пойти 29.

- Вместо того чтобы закрывать такое здание, не проще ли возить к нам детей из соседних деревень? Ведь школы в соседних селах нуждаются в ремонте. В Дубъязах, например, в школе сейчас меняют крышу. А дорога? Как отпустить ребенка зимой за 9 км, когда дороги не расчищаются, холодно и гололед?! У меня сердце разрывается только при мысли об этом! В свое время жители нашего села хлопотали о строительстве школы, чтобы их дети не мучились и не метались между селами. А теперь отнимаю школу! Для начальных классов выделили складское помещение - пристрой дома культуры. Разве в таких условиях должен учиться ребенок? Посоветовавшись с жителями, мы приняли решение до последнего отстаивать свои права! Первого сентября детей в Дубъязы не отправим. Пусть приезжают руководители, выслушивают и принимают во внимание наше мнение.

P.S. Парадокс: в 1990-е годы закрыли многие садики, а теперь их здания возвращают, восстанавливают и строят новые. Сейчас под предлогом оптимизации закрывают школы, не понимая, что через какое-то время дети вырастут и придется столкнуться уже с нехваткой школ.

Вопросы:

Можно ли говорить о рациональном поведении государственных чиновников в описанной ситуации закрытия малокомплектной школы? Обоснуйте свое мнение, используя материалы кейса.

Рассмотрите издержки/выгоды принятого администрацией решения с позиции разных субъектов: жителей села Чирша (учеников и родителей), учителей закрываемой школы, жителей села Дубъяз, учителей школы этого села, администрации района.

Какое отношение к оптимизации решений субъектов (теория рационального поведения) имеет проводимая на описываемый момент времени «оптимизация учреждений образования»? 

Ситуация 1.4. Рекламные трюки российских производителей

Источник: Приложение к газете "Коммерсантъ", 09.03.2000, http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=255223

Свои рекламные кампании Wimm-Bill-Dann строит по всем законам рынка: хорошие ролики и "наружка", реклама в прессе и в магазинах. При этом рекламщики не только следуют правилам, но и придумывают оригинальные ходы. Например, серия недорогих напитков получила название "100% Gold" явно в расчете потребителя, предпочитающего стопроцентные соки (при этом другая марка —"J7" — продается по более высокой цене). Дело в том, что "100% Gold" — по большей части не соки, а нектары. Обмана вроде бы и нет: на упаковке указан состав напитка. Однако абстрактная "стопроцентность" убеждает покупателя в качественности товара.

Кстати, для рекламы пива и других слабоалкогольных напитков сейчас в России наступили благодатные времена. К тому же увеличились инвестиции как в производство, так и в рекламу этого популярного продукта. А еще не так давно, в 1996 году, пиво приравнивалось к "крепкому" алкоголю, и его реклама на телевидении была запрещена. Именно тогда завод "Балтика" начал выпускать свое безалкогольное пиво. На прилавках его никто не видел — оно шло исключительно на экспорт. Многие производители пива до сих пор уверены, что безалкогольная "Балтика" понадобилась только для того, чтобы рекламировать завод на телевидении: посмотрев рекламу безградусной "Балтики", покупатель шел в магазин за парой бутылок "трешки". А тем, что безалкогольной "Балтики" в продаже так никто и не встретил, воспользовались производители пива "Сокол" — на их бутылках с пивом значится: "Безалкогольное пиво №1 в России".

Вопросы:

Что понимается в новой институциональной эк. теории под неполной рациональностью экономических субъектов? Раскройте ее признаки. Как соотносится эта концепция с неоклассическими взглядами?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: