5. Что касается поставщиков как пятой силы конкуренции, то они могут оказать давление на фирму, угрожая поднять цену или снизить качество товаров или услуг, нарушить сроки и условия поставки.
Группа поставщиков считается сильной и может влиять на интенсивность конкуренции в отрасли, если она соответствует следующим условиям (критериям):
♦ представлена несколькими крупными, доминирующими на рынке, фирмами;
♦ нет заменителей продукции поставщиков;
♦ рассматриваемая отрасль не является одним из ее наиболее важных (стратегических) заказчиков;
♦ продукция поставщиков имеет решающее значение для отрасли;
♦ велики издержки переключения на других поставщиков;
♦ продукция дифференцирована (разработка уникального оборудования по заказам);
♦ существует возможность интеграции поставщиков «вниз по течению»;
♦ существует реальная угроза для проникновения покупателей в
ее отрасль посредством вертикальной интеграции.
♦
♦ Рир. 15.9. Рыночная сила поставщиков
Таким образом, поставщики Представляют для отрасли значительную рыночную силу, когда они могут диктовать цены на свою продукцию, ограничивать объемы поставок и влиять на благосостояние отрасли потребителя посредством надежности своих поставок или качества и технических характеристик своих изделий.
Для учета не только структуры действующих конкурентных сил, но и анализа их динамики необходимо выявить базовые факторы (назовем их «движущие силы»), которые оказывают наибольшее влияние на изменение силы конкуренции на рынке. Наиболее общими движущими силами конкуренции являются:
1. Изменения в тенденциях роста отрасли в долгосрочном периоде.
Здесь важным для измерения динамики отрасли являются не только темпы роста, но и показатели ускорения роста — темпы темпов роста.
На основе такого анализа делается вывод о том, имеем ли мы дело:
♦ с растущими отраслями, где динамично растет емкость рынка;
♦ со сложившимися отраслями со стабильной емкостью рынка;
♦ со свертывающимися отраслями, в которых проявляется тенденция снижения не только спроса, но и самой емкости рынка.
2. Вход на рынок или уход с рынка ведущих фирм.
3. Изменения в категории покупателей продукции и способе ее использования.
4. Смена потребительских предпочтений.
5. Социальные изменения, перемены в образе жизни.
6. Новая продукция. Движущей сила развития отрасли в этом случае - инновация.
7. Инновации в области маркетинга.
8. Распространение технического ноу-хау.
9. Технические изменения.
10. Изменение издержек и эффективности.
11. Глобализация промышленности.
Тенденции глобализации в первую очередь проявляются в таких отраслях, как:
♦ базовые отрасли (производство сырой нефти, меди, хлопка, др.);
♦ отрасли, для которых важны низкие издержки, которых можно добиться путем размещения производств в странах с дифференциацией стоимости по составляющим затрат (сырье, рабочая сила, технологии и т. д.);
♦ отрасли, в которых одна или несколько ориентированных на
рост и новые рынки компаний изо всех сил стараются занять
выгодную конкурентную позицию как можно в большем числе стран.
12. Изменения государственной политики и нормативно-правовой
базы.
13. Снижение неопределенности и риска в бизнесе.