а)...иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непознаваемости мира;
б)...восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;
в)...восприятие человека субъективно;
г)...образы восприятия одного человека непосредственно не доступны сознанию другого;
д)...одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;
е)...процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга.
Тема 2. Психология внимания
1. Понятие «внимание» в психологии познавательной сферы.
2. Психологические теории внимания.
3. Виды внимания и его свойства.
4. Физиологические основы внимания.
5. Развитие внимания
Литература:
1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 469 с.
2. Баскакова Л.Н. Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы //Вопросы психологии. – 1969. - № 3. – С. 161 – 167.
3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М., 1976. – С. 184 – 219.
|
|
1. Гальперин П.Я, Экспериментальное формирование внимания //Возрастная и педагогическая психология: Учебник. – М., 1999.
2. Джеймс У. Внимание //Джеймс У. Психология в беседах с учителем. – СПб., 2001.
3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995. – 384 с.
4. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе //Психологический журнал. – 1982. – Т.3. - № 5. – С. 54 – 65.
5. Келлер В., Адамс. Л. Восприятие и внимание. //Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976.
6. Найссер У. Селективное чтение: метод исследования зрительного внимания //Хрестоматия по вниманию. – М: МГУ, 1976.
7. Рубин Э. Несуществование внимания //Хрестоматия по вниманию. – М: МГУ, 1976.
8. Рутман Э.М. Исследования развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. - № 4. – с. 161-167.
Практические задания
1. Конспектирование статьи Гальперин П.Я. «К проблеме внимания» // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1976. – с. 220-227.
2. Составление схемы «Виды внимания и их функции».
3. Написание рефератов «Основные свойства внимания и их развитие», «Нарушения внимания».
4. Решение задач:
Задача № 11
Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психические явления.
1. Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.
|
|
Задача № 12
Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах? Каков, по-вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле внимания двух и более процессов?
1. Изумительная трудоспособность [Н. Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера. (Ф. Н. Гоноболин)
1. Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках — английском, немецком, французском — разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках. (М. Горький)
2. Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, попреданию, мог делать одновременно 7 несвязанных между собою дел. Существует легенда, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.
Задача № 13
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. Внимание — это... и... сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.
1. Благодаря вниманию,... объектов становится более ясным, отчетливым.
1. В произвольном внимании проявляется... личности.
2. Все теории внимания утверждают принцип:... настройка... восприятие конкретного объекта — привлекает к нему внимание благодаря возникновению в центральной нервной системе... очага возбуждения.
5. Произвольное внимание есть... внимание,..., осуществляемый по заранее составленному плану и заданному образцу.
Задача № 14
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает... а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Внимание выполняет функцию... а) активизации нужных психофизиологических процессов; б) целенаправленного организованного отбора поступающей информации; в) обеспечения длительного сосредоточения на объекте; г) фокусирования сознания на необходимых элементах действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак... а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания; в) послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4. Условием возникновения непроизвольного внимания является... а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5. Произвольное внимание... а) имеет биологическое происхождение; б) является продуктом созревания организма; в) имеет социальные корни; г) неминуемо формируется с возрастом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Об уровне готовности ребенка к школе свидетельствует развитие такой характеристики произвольного внимания, как... а) умение слушать; б) умение понимать и точно выполнять указания взрослого; в) умение действовать в соответствии с правилом; г) умение использовать образец; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
1. 7. Психологическая сущность произвольного внимания заключается в... а) осуществлении контроля за объектами восприятия и мышления; б) способе контроля, организуемого человеком, исходя из объективных требований задачи; в) поглощенности яркими признаками объекта; г) ориентировке на признаки объекта; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. 8. Уделять внимание означает... а) ограничивать поле восприятия; б) разделять объект на детали; в) выделять детали из общего смутного представления; г) усиливать интенсивность представления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
|
|
1. 9. Ограничение объема внимания определяет такая его характеристика, как... а) устойчивость; б) концентрация; в) распределение; г) переключение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
10. Концентрация внимания определяется... а) повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия; б) центральной настройкой; в) функционированием доминанты; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача № 15
Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ: КОНСТАНТНОСТЬ
Внимание:... (возбуждение, интерес, предметность, впечатлительность, способность)
2. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИГРА
Внимание:... (концентрация внимания, восприятие, распределение внимания, сосредоточение сознания, непроизвольное внимание)
Задача № 16