Цветовые модели (Й.Иттен)

Иоханнес Иттен (1888-1967) вошел в историю культуры ХХ века как крупнейший исследователь цвета. Написал книгу «Искусство цвета»(1961).

Возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или естественном спектре. 

Иттен зафиксировал в его исследованиях неоспоримую связь цвета с той или иной формой, например красного цвета – с квадратом, желтого – с треугольником, синего – с кругом, стали своеобразным ключем к творческому овладению тайнами цвета. Его методика открыла возможность создания миллиарда гармоничных цветовых сочетаний и контроля за правильностью того или иного цветового выбора.

  Цветовая гармония – впечатление от двух или более цветов (от гармоничных). Обычно они состоят из близких по своему характеру цветов, или различных цветов близких по светлоте. Эти сочетания не обладают сильной контрастностью.

Оценка гармонии или диссонанса, вызвана ощущением приятного/неприятного. Эти суждения построены на личном мнении.

Гармония – это равновесие, симметрия сил.

Между 1912 и 1917 годами работы художника Й. Иттена можно было назвать «конкретным искусством». В его картинах беспредметные, большей частью геометрические формы и чистые спектральные цвета выступали как реально действующие объекты. Интеллектуально осознаваемые форма и цвет становились средством, создающим ясный порядок в живописных построениях.

 

 



Цветовая система Оствальда.

 

В начале XX века немецким ученым Оствальдом была предложена цветовая система, предполагающая 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов – цветовой круг Оствальда. Кроме того Оствальд в своем круге выделяет гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады. В более полной объемной цветовой модели Оствальд ввел изменение светлоты от белого к черному и насыщенности цвета от чистого цвета к серому.

 

Цветовое пространство А.Х.Манселла.

Цветовое пространство Манселла — это пространство, разработанное профессором Альбертом Манселлом в начале XX века. Цвет в нем описывается с помощью трех чисел — цветового тона, значения светлоты, и значения насыщенности.

 

Цветовое пространство Манселла включает три координаты, цветовое тело можно представить как цилиндр в трехмерном пространстве. Цветовой тон измеряется в градусах по горизонтальной окружности, насыщенность измеряется радиально от нейтральной оси цилиндра к более насыщенным краям, светлота измеряется вертикально по оси цилиндра от 0 (черный) до 10 (белый). Расположения цветов определялось экспериментально изучением цветового ощущения испытуемых.

Теория суммарного синтеза (аддитивные цветовые смеси). Теория вычитательного синтеза (субтрактивные цветовые смеси).

Аддитивные цветовые смеси.

Способ сложение цветовых лучей называется аддитивным смешиванием.

Основные цвета при суммарном синтезе:

- Синий (сине-фиолетовый) в диапазоне коротких длин волн;

- Зеленый – в диапазоне средних длин волн;

- Красный (красно-оранжевый).

Там, где совпали все три луча образуется белый цвет, там где совпали зеленый и синий –формируется голубой.

 Зеленый + красный = желтый

Синий + красный = малиновый, пурпурный

В отличии от смешивания потоков света, при смешивании пигментов цвета получаются более темные цвета. Этот процесс уменьшения цветового потока называется субтракцией (субтракт), а синтез вычитательным.

 

Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета - желтый, красный и синий, - смешиваются в определенной пропорции, то результатом будет черный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой, дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания.

 

Цветовой тон: хроматические, ахроматические цвета.

 

Существующие в природе цвета по цветовым свойствам можно разделить на две группы: ахроматические, или бесцветные, и хроматические, или цветные.

К ахроматическим цветовым тонам относятся белый, черный и ряд промежуточных серых цветов.

Луч света от предметов, окрашенных в ахроматические цвета, отражается, не претерпев каких-либо заметных изменений. Поэтому эти цвета воспринимаются нами только как белые или черные с целым рядом промежуточных серых оттенков.

Группа хроматических цветовых тонов состоит из красных, оранжевых, желтых, зеленых, синих, фиолетовых и бесчисленного множества промежуточныхцветов.

Человеческий глаз различает около 300 оттенков ахроматических цветов.

Хроматические цвета обладают 3мя св-вами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью цвета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: