Материалы лекций Ларисы Воловой

Международное право.

Материалы лекций Ларисы Воловой

2012

1. Особенности современного международного права, его сущность.

Международное право носит координационный, а не соподчиненный характер, поскольку регулирует в первую очередь правоотношения между государствами, обладающими уникальным свойством суверенитета, т.е. независимостью во внешних отношениях и полным территориальным верховенством над своей территорией. Международное право является общечеловеческой ценностью, поскольку обеспечивает юридическими средствами всестороннее сотрудничество между всеми его субъектами.

 

Международное право носит демократический характер, поскольку его нормы защищают не только права государств, но и народов и индивидов (физических лиц).

 

В современный период, по мнению профессора Лукашука И.И., идет процесс становления права международного сообщества - отличительной чертой которого является повышенное внимание к обеспечению интересов международного сообщества в целом.

 

Международное право в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Ему присущи особый предмет правового регулирования, специфические субъекты, объекты, методы правового регулирования, функции, источники. Механизм правотворчества, в сфере международного права отличается спецификой.

 

Предметом правового регулирования международного права являются разнообразные отношения: политические, экономические, культурные, научно – технические и иные, возникающие между государствами и иными субъектами международного права. Такие отношения выходят за рамки внутренней компетенции государства и его территории.

 

Объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права вступают и могут вступать в международные отношения и что урегулировано нормами международного права. Характерной особенностью отличается механизм создания международного права.

 

Нормы международного права создаются самими субъектами на основе согласования их воль, т.е. в результате достижения соглашения.

Норма международного права – это правило поведения, признанное государствами и другими субъектами международного права, в качестве юридически обязательного.

 

 

Нарушение норм международного права даёт основание для применения мер международно-правовой ответственности. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений.

 

 

2. Классификация международных организаций.

 

Классификация международных организаций осуществляется по следующим признакам:

 

1)по кругу участников: Универсальные, Региональные, Межрегиональные. Универсальные организации – это те членами, которых является абсолютное большинство государств мира, они пользуются значительным авторитетом (например, ООН, ВТО). Региональные организации – это такие организации, членами которых являются государства одного географического района. Такие организации, как правило, бывают общей компетенции. Межрегиональные организации – это такие международные организации, членами которых являются государства нескольких географических районов.

 

2) Второй критерий – это деление международных межправительственных организаций по компетенции. По этому признаку они классифицируются на общие и специальные. Международные организации общей компетенции занимаются решением широкого круга проблем: политических, экономических, специальных и др. (К ним относится ООН). Международные организации специальной компетенции занимаются решением проблем в конкретных областях межгосударственного сотрудничества (например, ВТО, ЮНЕСКО и др.)

 

3) По порядку приема: открытые и закрытые.

 

К открытым относятся такие учредительные документы, которых предусматривают достаточно простой порядок вступления новых членов. Для этого необходимо волеизъявление и решение органов организации о приеме новых членов. Для вступления в ООН: требуется соблюдать Устав, не нарушать основных принципов международного права. К закрытым относится НАТО. Для вступления нужно соответствовать большому числу жестких требований, иметь определенный уровень развития военной промышленности, демократический общественно-политический режим.

 

4) По порядку создания организации, 1. подразделяются на созданные на основе договоров (наиболее общий способ создания), 2 созданные на основе других актов,(например резолюции), Генеральной Ассамблеи ООН).

 

 

3. Совет безопасности ООН, его компетенция.

 

Он состоит из пяти постоянных членов (Китай, Франция, Российская Федерация, США, Великобритания) и 10 непостоянных, избираемых на два года. Для принятия решения по процедурным вопросам необходимо 9 голосов любых членов (для избрания председателя и голосования по организационным вопросам). Чтобы было принято решение по другим вопросам требуется не менее 9 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов (принцип единогласия Великих держав – постоянных членов). Это означает, что достаточно хотя бы одному постоянному члену Совета Безопасности проголосовать против какого-либо решения, и оно считается отклоненным, такая ситуация называется «наложение вето постоянным членом». Воздержание постоянного члена Совета Безопасности не рассматривается как вето. Совет Безопасности вправе принимать юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств – членов ООН. Некоторые решения Совета Безопасности в определенных случаях могут являться и юридическими актами, имеющими общее нормоустанавливающее значение. При этом исключается возможность обжалования принятых Советом Безопасности решений в каком-либо другом органе. Они являются окончательными и не подлежат пересмотру. Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций являются многочисленные резолюции, в которых содержатся рекомендации государствам членам по различным вопросам. Как уже было сказано выше, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности обладает особыми полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного сотрудничества государств. Одним из наиболее часто используемых методов, свойственных именно Совету Безопасности ООН является превентивная дипломатия – совокупность действий политического, дипломатического, международно-правового характера, направленных на предупреждение возникновения споров и нарушений мира и безопасности. Весьма важным методом деятельности являются операции по поддержанию мира. Совет Безопасности, согласно ст. 41 Устава ООН, уполномочен предпринимать принудительные меры, (санкции), не связанные с использованием вооруженных сил и связанные с использованием вооруженных сил, с целью побудить соответствующие государства прекратить или воздержаться от действий, представляющих собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.

 

 

4. Право международной безопасности как отрасль международного права.

5. Правовое регулирование международных воздушных сообщений.

Правовой режим воздушного пространства регулируется Чикагской Конвенцией «О международной гражданской авиации» от 7 декабря 1994 года. Статья 1 данного акта устанавливает правовой режим воздушного пространства. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом в воздушном пространстве. Воздушные пространства делятся на два вида: суверенное и открытое. В суверенном пространстве действует полный и исключительный суверенитет государства. В нем установлен разрешительный порядок для пролета иностранных воздушных судов. Каждое государство само определяет порядок допуска иностранных судов в свое воздушное пространство и устанавливает требования для полетов иностранных судов.

 

В Российской Федерации действует Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 года. Иностранное судно, которое совершает пролеты над территорией другого государства, признается нарушителем и понуждается к посадке.

 

Нарушением воздушного пространства признается – нарушение указанных пунктов пересечения государственных границ (воздушных ворот).

 

3)государство в интересах национальной безопасности вправе установить запретные для пролетов зоны. В отношении иностранного воздушного судна, допускающего нарушение правил полета, государство, осуществляющее суверенитет в воздушном пространстве устанавливает уголовную, административную, гражданскую и иную ответственность. На воздушные перевозки распространяются существующие в данном государстве паспортный, таможенный, санитарный, валютный, пограничный контроль и правила о въезде, ввозе, вывозе и транзите имущества через границу.

 

4) иностранное воздушное судно, осуществляющее международное сообщение во время своего пребывания на территории какого – либо государства полностью подчиняется его юрисдикции. Если же иностранное воздушное судно находится в международном (открытом воздушном пространстве) оно подчиняется только юрисдикции флага судна.

 

5) воздушные границы государства неприкосновенны. В международном воздушном пространстве действует иной принцип – принцип свободы полетов воздушных судов всех государств. Международная организация гражданской авиации разрабатывает стандарты, правила, которые носят рекомендательный характер, поэтому государства соблюдают их на добровольной основе.

 

Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по месту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое пользуется защитой этого государства и заносится в государственный реестр. От указанного принципа следует отличать гражданско-правовые вопросы, касающиеся собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций. Во многих странах гражданское воздушное судно объектом может быть, права частной собственности. В этом случае оно может быть продано, куплено, заложено, арендовано, подарено, введено в состав наследственного имущества и т.п. К государственным относятся воздушные судна, используемые на военной, таможенной и полицейской службе. Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями (владельца) судна, который отвечает за их действия. Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, за других членов экипажа, за пассажиров и грузы в пределах определенного периода времени. В международном воздушном праве не существует документа, который конкретно определял бы правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержатся в Токийской конвенции 1963 года. Некоторые общие требования к членам экипажа зафиксированы в Чикагской конвенции. В целом же правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, прибегают к услугам иностранного авиационного персонала.

6. Отличие международных преступлений от преступлений международного характера.

 

Международное преступление – это противоправное виновное деяние государств и других субъектов международного публичного права, направленное против международного мира и безопасности, угрожающее стабильности международного правопорядка и имеющее международную опасность.

 

 

Их виды:

 

1) самое тяжкое – агрессия;

 

2) геноцид;

 

3) апартеид;

 

4) расовая дискриминация;

 

5) военные преступления;

 

6) экоцид;

 

7) ядерный шантаж.

 

Признаки международных преступлений, отличающие их от преступлений международного характера:

 

1)их субъекты – субъекты международного права (в первую очередь, государства, может быть народ, борющийся за свое освобождение международные организации, Ватикан).

 

2) их может совершить одна категория физических лиц – военные преступники (они могут совершить военные преступления в период ведения войны и военных действий).

 

3)серьезная угроза международному миру и безопасности, всему человечеству, международному сотрудничеству, правам и свободам человека.

 

4)особый объект посягательства - международный правопорядок. Стабильный правопорядок необходим, чтобы человечество имело нормальные условия для жизнедеятельности.

 

5) они нарушают международную законность.

 

6) международные преступления представляют международную общественную опасность.

 

7)ответственность за международные преступления несут субъекты Международного публичного права, виновные в их совершении, а также военные преступники, наряду с государством – агрессором, за военные преступления такой вид ответственности именуется уголовной ответственностью военных преступников (Токийский военный трибунал, Нюрбергский военный трибунал),

 

8)юрисдикция по международным преступлениям – международная юрисдикция.

 

Преступления международного характера некоторые ученые называют уголовными преступлениями международного характера. (Панов, Новолова, Ляхов). Преступление международного характера – это противоправное виновное деяние, совершаемое физическими лицами или объединениями физических лиц, посягающее на международный и национальный правопорядок, угрожающее международному миру и безопасности, и национальному согласию и стабильности, нарушающее международную и национальную законность, ответственность за которое несут физические лица, которые подпадают под международную и национальную юрисдикцию.

 

Виды преступлений международного характера: международный терроризм; эксплуатация проституции; распространение наркотических и психотропных веществ; работорговля; торговля людьми; морской разбой; преступления против гражданской авиации, преступление по организации финансирования и использования наемничества; фальшивомонетничество.

Их именуют «конвенционными преступлениями», поскольку они регулируются конвенциями, согласно которым государства должны привести свое законодательство в соответствие с этими стандартами.

 

 

Признаки этих преступлений: их субъектами являются, физические лица или их объединения; присутствие иностранного элемента; двойной объект посягательства: международный правопорядок и национальный правопорядок; двойная угроза: миру и безопасности, национальной стабильности и согласию; они нарушают международную и национальную законность; представляют международную и национальную общественную опасность; ответственность несут физические лица, а если они создают преступную группу, их преступления этим отягчаются; здесь действует международная и национальная юрисдикция. Вопрос о том, какая юрисдикция используется решается на основе соглашения между государствами. Выбор государства, которое осуществляет национальную юрисдикцию, происходит по соглашению государств на основе двух признаков: признак места совершения преступления (чаще используется) и признак гражданства преступников.

 

 

7. Правовое содержание принципа неприменения силы или угрозы силой.

Демократизация международных отношений с неизбежностью требовала ограничения применения силы и угрозы силой. Впервые это положение было закреплено в качестве принципа международного права в Уставе ООН 1945г. Согласно ст.2 Устава все Члены ООН в их международных отношениях воздерживаются от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким – либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, т.к. поддержание международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа. Согласно Уставу ООН запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. В Уставе ООН названы основания законного применения вооруженной и невооруженной силы. Он предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст.51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. В определении агрессии, принятом в 1974г. в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН дается понятие агрессии через перечень конкретных агрессивных актов, В нем указывается, что любое из перечисленных действий, независимо от объявления войны, будучи примененным первым, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

 

1) вторжение или нападение вооруженными силами одного государства на территорию другого.

 

2) любая военная оккупация,

 

3) бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого государства;

 

4) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государства;

 

5) нападение государства на сухопутные, морские или воздушные силы или флоты другого государства,

 

6) применение вооруженными силами одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных соглашением;

 

7) – действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно представило в распоряжение другого государства, использовалось этим другим государством для совершения акта агрессии в отношении третьего государства.

 

8) засылка государством вооруженных банд, групп и т.д., с целью осуществления актов применения вооруженной силы против другого государства.

 

Первые пять актов являются примерами прямой агрессии, последующие семь – являются примерами косвенной агрессии, шесть – примерами соучастия в агрессии. Этот перечень не является исчерпывающим. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, т.е. любые насильственные действия. Право квалифицировать те или иные действия в соответствии с указанными понятиями и предпринимать меры, связанные с использованием силы, принадлежит исключительно Совету Безопасности ООН.

 

 

8. Международное правопреемство государств.

9. Правовой режим континентального шельфа.

 

Итак, как указано выше, правовой режим морских пространств регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В Конвенции определен правовой режим и пределы континентального шельфа. Континентальный шельф – это пространство, включающее в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

 

 

Прибрежное государство не обладает суверенитетом над континентальным шельфом, а лишь имеет суверенные права, позволяющие ему производить разведку и разработку природных ресурсов континентального шельфа и не допускать без своего согласия другие государства к осуществлению этих действий. При этом в Конвенции определен круг природных ресурсов, разведку и разработку которых вправе осуществлять прибрежное государство в силу своих суверенных прав на континентальный шельф. К ним относятся минеральные и иные неживые ресурсы морского дна и его недр. При этом осуществление суверенных прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа носит исключительный характер. Даже в том случае, если прибрежное государство не ведет разведку и не разрабатывает природных ресурсов своего континентального шельфа, никто не вправе этого делать без его определенно выраженного согласия. Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф не распространяются на покрывающие воды открытого моря или той его части, которая может составлять исключительную экономическую зону, а так же воздушное пространство над этими водами. У этих пространств иной правовой режим. Реализация прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должна ущемлять прав на судоходство и других прав и свобод иных государств, или приводить к помехам их осуществлению. В Российской Федерации правовое положение континентального шельфа регулируется ФЗ от25.10.95г «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995г.

 

 

10. Правовой режим международных каналов.

 

Международные каналы являются судоходными путями. В настоящее время такими искусственными путями, имеющими значение для международного судоходства, являются Суэцкий, Панамский и Кильский каналы. Их особенностью является то, что они проложены по территориям государств, т.е. в пределах действия их государственного суверенитета.

 

Суэцкий канал расположен на территории Египта и находится под его суверенитетом. Он соединяет Средиземное море с Красным, длина его составляет 161км. Правовой режим канала определяется Константинопольской Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1887 года и законодательными актами Египта.

 

Правовой режим его таков: канал в мирное и в военное время всегда свободен и открыт для всех торговых и военных судов, независимо от флага. Государства обязуются не нарушать свободу использования канала как в военное, так и мирное время, а также не посягать на неприкосновенность канала, беречь его материальную часть, сооружения и постройки. Запрещается проведение военных действий как в пределах канала и его входных портах, так и на расстоянии 3 морских миль от этих портов, даже в том случае, если Египет станет одной из воюющих стран. Запрещается строительство иностранными государствами военных баз в зоне канала.

 

Панамский канал проходит по территории Панамы, он соединяет Атлантический и Тихий океаны, длина его 86,1км. В соответствии с Договором о постоянном нейтралитете и эксплуатации канала Панама провозгласила постоянный нейтралитет канала. Правовой режим таков: канал открыт как в мирное, так и в военное время, для мирного прохода всех судов любых государств на основе равенства флагов, без какой-либо дискриминации. За проход по каналу взимаются сборы и пошлины. Суда во время нахождения в канале обязаны воздерживаться от совершения каких-либо враждебных действий. Военные корабли, вспомогательные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через канал и не могут подвергаться инспекции, досмотру или обследованию. С 2000 года управление и эксплуатация Панамского канала перешла полностью в ведение Панамы.

 

11. Правовое содержание принципа суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету.

 

Можно выделить следующие нормативные элементы данного принципа:

 

1).Обязательство государств уважать равенство, суверенитет, своеобразие друг друга и все права, присущие суверенитету и охватываемые им;

 

2). Обязательство государств уважать права друг друга, свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;

 

3). Право всех государств иметь равные права и обязанности;

 

4). Право государств изменять границы мирным путем и по договоренности;

 

5). Право государств принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками договоров.

 

 

12. Международное воздушное право как отрасль международного права.

 

Международное воздушное право – система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и международными авиационными организациями по поводу использования гражданской авиацией воздушного пространства над государственной территорией и за её пределами в целях осуществления международных регулярных и нерегулярных полетов и выполнения международных воздушных перевозок. Международное воздушное право регулирует преимущественно деятельность гражданской авиации. Эта деятельность складывается преимущественно из международных полетов и международных перевозок пассажиров и грузов, перемещаемых из одной страны в другую. Выполнение таких полетов в воздушном пространстве регулируется специальными аэронавигационными правилами, которые в совокупности определяют режим международных полетов. Главная его цель – обеспечить безопасность регулярных и нерегулярных полетов, чтобы избежать угрозы для жизни и здоровья людей. Регулирование международных полетов является областью исключительной компетенции государства и поэтому отношения в этой сфере имеют публично – правовой характер. Данная группа межгосударственных отношений возникает по поводу международных авиаперевозок. Варшавская конвенция 1929 года установила единообразные условия выполнения международных авиаперевозок между государствами и тем самым устранила различия на этот счет в национальных законодательствах государств – участниках. Следствием унификации стало появление единообразных правил международных авиаперевозок, которые государства обязаны применять в своей национальной практике международных авиаперевозок. Отношения, возникающие в области международного воздушного права, разделяются на межгосударственные и не межгосударственные. Последние являются производными от межгосударственных, и их активными участниками выступают авиапредприятия. В международном воздушном праве государства, будучи субъектами международного права, действуют как публично-правовые, имеющие четкие публично-правовые интересы в сфере международных полетов и международных авиаперевозок. Сотрудничество между государствами в области международного воздушного права регулируется как правило международными договорами и международными обычаями. Особую роль играет Чикагская Конвенция 1944г «О международной гражданской авиации». Не следует преуменьшать и значение вспомогательных источников международного воздушного права, а именно соглашений между авиакомпаниями, стандартов и правил, принимаемых международной организацией гражданской авиации (ИКАО). В международном воздушном праве действуют следующие специальные принципы: принцип суверенитета государств над воздушным пространством; принцип разрешительного порядка международных полетов, перевозок в суверенном воздушном пространстве, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации, принцип взаимности, принцип свободы полетов за пределами государственной территории.

 

 

13. Классификация норм международного права.

14. Порядок подписания, действия и исполнения международных договоров. Договорно-правовая практика РФ.

 

Процедура заключения международных договоров состоит из 3 частей: стадии, этапы, промежуточные процедуры. Выделяются 2 стадии заключения международных договоров:

 

1) согласование воль участников договорного процесса по конкретным статьям разрабатываемого договора. Такое согласование может происходить: на переговорах, на официальных международных конференциях, созванных специально для разработки договоров, в органах международных организаций:

 

2) согласование воль участников договора по вопросу придания юридической силы статьям договора.

 

Между этими двумя стадиями могут использоваться две промежуточные процедуры:

 

1) парафирование, т.е. постановка инициалов лиц, ведущих переговоры, на каждой странице разрабатываемого договора, для подтверждения окончательности согласования формулировок договора,

 

2) сверка аутентичности текста договора на разных языках.

 

После прохождения стадий договор далее проходит этапы:

 

1)подписание договора уполномоченными лицами;

 

2) ратификация либо утверждение договора, Наиболее важные договоры, по которым в национальном законодательстве государств предусмотрена ратификация, проходят её (одобрение договора высшим органом власти страны). В некоторых странах договоры ратифицируются президентом. Если договор является открытым, то желающие этого государства могут к нему присоединиться. Далее происходит обмен ратификационными грамотами и сдача ратификационных грамот на хранение депозитарию. В Российской Федерации договоры публикуются в Бюллетене международных договоров. В праве международных договоров в качестве специального действует принцип открытости международных договоров. Поэтому многосторонние договоры должны быть открыты для присоединения других государств. Далее следует введение договора в действие. После этого производится процесс регистрации международного договора в секретариате ООН, по ст. 102 Устава ООН. Если договор не зарегистрирован, он не теряет юридической силы, но на него нельзя ссылаться, ни в одном из органов ООН (ст. 103 Устава ООН).

 

 

15. Правовой режим проливов, используемых для международного судоходства. Правовой статус Черноморских проливов.

 

Проливы, с географической точки зрения, представляют собой естественные узкости, соединяющие части одного моря или отдельные моря и океаны. Правовой режим проливов, как правило, определяется двумя факторами: географическим положением пролива и его значением для международного судоходства. Международными проливами являются естественные морские проходы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Правовой режим международных проливов определяется на основе норм международного права. Следует отметить, что в международной практике уже давно утвердился принцип свободы прохода судов и пролета летательных аппаратов в таких проливах. В силу международного обычая или на основе международных соглашений такой режим издавна действует в проливах Гибралтарском, Ла-Манш, Па-де-Кале, Магеллановом и др. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила, что в проливах, используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, который представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.

 

Конвенция 1982 года также обеспечила интересы государств, граничащих с проливами. Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и обязаны соответствующим образом оповещать о любой известной опасности для судоходства в проливе или над проливом. Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода. Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы движения в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов, они принимают законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, в отношении следующих вопросов: безопасности судоходства, недопущения рыболовства. погрузки и выгрузки любых товаров и т.д. Положения Конвенции 1982 года применяются к международным проливам, проход в которых регулируется в целом или частично существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам, например, Черноморские проливы, Балтийские проливы, Магелланов пролив. Правовой режим судоходства в Черноморских проливах: (Босфор – Мраморное море – Дарданеллы) определен конвенцией о режиме проливов, заключенной в 1936 году в Монтрё. Торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и плавания в проливах днем и ночью независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей, за проход Турция взимает санитарный и маячные сборы. В военное время свобода судоходства для торговых судов сохраняется в полном объеме, если Турция не является воюющей стороной. В случае, если Турция, является воюющей стороной, то свобода судоходства в проливах сохраняется для тех стран, которые не находятся в состоянии войны с Турцией. Черноморские государства могут проводить через проливы любые военные корабли без ограничения тоннажа и класса с предварительным уведомлением турецких властей.

 

 

16. Правовая природа НАТО.

 

Организация Североатлантического договора (НАТО) основана на подписанном 4 апреля 1949 года межгосударственном Североатлантическом договоре. Анализ Североатлантического договора показывает, что его текст составлен в соответствии с положениями устава ООН и приближен к его терминологии. Целью НАТО является объединение усилий ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Их обязательства по оказанию взаимной помощи, включая применение вооруженной силы, устанавливаются договором. Вооруженное нападение на одного или нескольких членов в Европе или Северной Америке рассматривается как нападение на все договаривающиеся стороны. Участники договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН, разрешать все свои споры мирными средствами, содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений. Для осуществления целей Североатлантического договора создана сложная политическая и военная структура. Высшим органом НАТО является совет, который функционирует на различных уровнях: Глав государств и правительств, министров иностранных дел, послов, являющихся постоянными представителями в этой организации. В последнем случае он рассматривается как постоянный совет. Для организации сотрудничества государств - членов НАТО в политической и экономической областях созданы Политический и Экономический комитеты. В рамках НАТО действует значительное количество разноуровневых военных органов: это комитет военного планирования, Международный военный штаб, Верховный главнокомандующий союзными силами в Европе, Верховный главнокомандующий силами НАТО в Атлантике.

 

 

17. Правовой статус временных миссий ad hoc.


Миссии «ad hoc» - специальный временный орган, создаваемый на определенный срок для разрешения какой – либо проблемы (например, территориальной). Правовой статус миссий «ad hoc» регулируется Конвенцией и миссиях «ad hoc» 1969 г.

 

 

18. Международные конференции как средство многосторонней дипломатии.

 

Международные конференции представляют собой важное средство международной дипломатии, собрание представителей государств для разрешения сложных международных проблем и для кодификации и прогрессивного развития международного права.

 

В науке международного права высказывалось мнение, что межправительственные конференции можно считать субъектами международного права (Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова). С этим согласиться нельзя. Участники международных конференций не создают правосубъектную организацию, не формируют постоянные органы, не наделяют их правомочиями, не несут ответственности за свою деятельность.

 

Исторически сложилось так, что международные конференции являлись предшественниками международных организаций. Некоторые международные конференции позже были преобразованы в международные организации (например, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) переросло в 1994 году в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)).

 

Международная конференция - это средство международной дипломатии, собрание представителей государств для разработки и принятия международно-правового договора. По статусу участвующих субъектов можно выделить: межправительственные и неправительственные конференции. По кругу участников конференции делятся на универсальные; региональные, локальные и субрегиональные. Международную конференцию можно определить как собрание официальных представителей, выступающих от имени государств, созываемых на временной основе для достижения поставленных целей, и кодификации и прогрессивного развития международного права. Состав делегации определяется заранее, в нее входят, от различных государств - руководитель, заместители, советники и международные эксперты. Первой международной конференцией принято считать Вестфальский конгресс 1848г. Правила процедуры – это регламент работы конференции, единственный регулирующий работу конференции акт. С предложением (инициативой) о созыве конференции могут выступать одно или нескольких государств или международные организации. К каждой международной конференции необходима тщательная подготовка. В ходе подготовки определяются цели конференции, формулируется повестка дня, согласовываются мнения государств относительно будущих решений. Поскольку в настоящее время большинство международных конференций созывается под эгидой и в рамках международных организаций, результаты согласования мнений соответствующих государств относительно созыва этих конференций закрепляются в резолюциях, принимаемых организациями. В настоящее время на многие конференции, особенно на те, которые созываются ООН, допускаются в качестве наблюдателей, не обладающих правом голоса, представители специализированных учреждений ООН и других заинтересованных межправительственных и неправительственных организаций. Конференция как правило проходит в три этапа. Вначале происходит определение задач, целей, повестки дня, потом осуществляется процесс разработки документов, затем согласно установленной процедуры организуется принятие документов.

 

 

19. Право международных договоров как отрасль международного права

Право международных договоров - это старейшая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок заключения, действия исполнения, прекращения действия международных договоров, определяющих процедуру внесения оговорок в международные договоры, предусматривающих основания для прекращения действия договоров, устанавливающих критерии для признания договоров незаконными. Эта отрасль до 1969г. практически полностью действовала как обычное право, т.е. как международный обычай. Следует отличать понятия «право международных договоров» от понятия «международное договорное право». Последнее употребляется для обозначения той группы международно-правовых норм, которые имеют своим источником международные договоры. Попытки государств закрепить нормы права международных договоров в региональных и универсальных соглашениях предпринимались неоднократно. Из наиболее результативных попыток кодификации следует сослаться на Гаванскую конвенцию о международных договорах 1928г., Венскую конвенцию о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, Венскую конвенцию о праве международных договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986г. Гаванская конвенция в силу не вступила, поскольку не набрала необходимого числа ратификаций. В Российской Федерации принят ФЗ международных договорах Российской Федерации от 16 мая 1995г. Субъектами права международных договоров являются все государства и другие субъекты современного международного права, наделенные договорной правоспособностью.

 

 

20. Международный Суд ООН.

 

Международный суд ООН состоит из 15 независимых судей, избранных из представителей разных стран вне зависимости от гражданства, из числа удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности юристов с признанным авторитетом в области международного права и высокими моральными качествами Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок 9 лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кандидату достаточно получить 8 голосов (все прочие решения требуют большинства в 9 голосов). Место пребывания Суда – Гаага. Устав ООН проводит строгое разграничение компетенции Совета Безопасности и Международного Суда. Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в международный суд, в соответствии с положениями Статута Международного Суда. Только государства могут быть сторонами по спорам, разрешаемым Судом. Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также, если стороны об этом попросят, образовывать камеры. Решения, принятые камерами, считаются вынесенными Судом в полном составе. Государства могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию суда обязательной по всем правовым спорам. За время существования суда, на его рассмотрение государствами было вынесено более 80 споров. Международный суд ООН дал 20 консультативных заключений по запросу разных органов ООН. Решение суда является обязательным для государств – сторон в споре. Согласно Уставу ООН Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, иные органы ООН и специализированные учреждения ООН, получившие разрешение Генеральной Ассамблеи, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

 

 

21. Правовой статус консульских учреждений.

 

Деятельность консульских представительств регулируется Венской конвенцией о консульских сношениях государств 1961 года. В отличие от дипломатического представительства, открывающегося в столице страны пребывания, может быть открыто несколько консульских представительств (консульских учреждений) на территории одного государства. Консульские представительства (консульские учреждения) действуют в пределах консульского округа.

 

К видам консульских представительств относятся следующие: 1. Генеральные консульства – открываются в местах компактного пребывания физических и юридических лиц аккредитующего государства и в портах (возглавляется генеральным консулом) 2. Консульства – возглавляются консулом. 3. Консульское агентство открывается в том месте страны пребывания, где находится незначительное количество граждан и юридических лиц аккредитующего государства. Официальная деятельность консульства начинается с момента вручения главой консульского учреждения консульского патента Министру Иностранных дел, страны пребывания.

 

Функции консульских учреждений следующие:

 

1) Представлять интересы физических и юридических лиц своей страны в пределах консульского округа;

 

2) защищать интересы физических и юридических лиц своей страны в пределах консульского округа;

 

3) Развивать торговые отношения между своей страной и консульским округом.

 

4) развивать внешнеэкономические связи между своей страной и консульским округом.

 

5) развивать туризм между своей страной и консульским округом.

 

6) Развивать транспортные связи между своей страной и консульским округом (в первую очередь в сфере морского судоходства).

 

7) Развивать сотрудничество в правовой сфере между своей страной и консульским округом.

 

Полномочия для осуществления этих функций закрепляются консульскими уставами, разработанными государствами (в Российской Федерации действует Консульский Устав 1997 г.) К таким полномочиям относятся:

 

1.Иметь круглосуточную связь с официальными органами своей страны.

 

2.Правомочие обращаться с запросами в официальные органы консульского округа.

 

3.Представлять интересы физических и юридических лиц своей страны в официальных органах консульского округа.

 

4. Защищать физических и юридических лиц своей страны в судебных органах консульского округа.

 

Действия, которые вправе совершать консульские учреждения для реализации своих функций:

 

1. Вести учет и статистику физических и юридических лиц своей страны на территории консульского округа.

 

2. Выдача виз и паспортов гражданам своей страны на территории консульского округа.

 

3. Выдача лицензий и квот юридическим лицам своей страны, ведущим внешнеэкономическую деятельность на территории консульского округа.

 

4. Заключение консульских браков, если оба лица, вступающие в брак, являются гражданами данного государства (например, оба россиянина за границей решили заключить брак).

 

5. Осуществление совокупность нотариальных действий – удостоверение сделок, легализация официальных иностранных документов и др.

 

 

22. Юридическая природа и классификация основных принципов международного права.

Основные принципы международного права – наиболее важные общепризнанные нормы, обладающие уникальным свойством jus cogens (не могут быть нарушены ни под каким предлогом) и являются критерием международной законности.

 

В отличие от теории государства и права, основные принципы международного права носят нормативный характер, т.е. являются особыми нормами.

 

Характерные признаки основных принципов:

 

1) это - главные и основные нормы,

 

2) общепризнанные нормы, следовательно они должны получить признание преобладающего большинства государств и других субъектов международного права. в части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации основные принципы именуются общепризнанными.

 

Но основных принципов всего десять, а общепризнанных – значительно больше. Отсюда встречаются различные толкования основных принципов.

 

3) они выражают закономерности общественного развития,

 

4) являются критериями международной законности,

 

5) являются основой международного правопорядка,

 

6) принципы не могут быть нарушены ни в коем случае, ни под каким предлогом («юс – когенс»), от этого свойства нельзя отказаться ни каким образом: ни в одностороннем акте государств, ни в двусторонних, ни в многосторонних договорах.

 

Большинство ученых подразделяют основные принципы на три группы:

 

1)принципы, обеспечивающие мир и безопасность; к ним относятся: принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип суверенного равенства, уважения прав присущих суверенитету; принцип территориальной целостности государств; принцип нерушимости границ. В некоторых учебниках в эту группу включают ещё 2 принципа: принцип разоружения и принцип ответственности, но с этим согласиться нельзя, так как эти принципы не закреплены в качестве основных в Декларации принципов международного права 1970 г.и в Хельсинкском заключительном акте 1975 г.;

 

2) принципы, обеспечивающие сотрудничество между государствами: принцип невмешательства во внутренние дела государств; принцип мирного урегулирования споров, принцип сотрудничества между государствами, принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву в нем речь идет об обязательствах, вытекающих из любых источников, а не только из договоров. Субъектами всех вышеперечисленных принципов являются государства.

 

3) принципы, обеспечивающие права человека и права народов: принцип уважения прав человека и основных свобод; принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. Субъектом первого принципа является индивид, второго – народ.

 

По нашему мнению, следует выделить 4-ю группу принципов, так называемых территориальных принципов, обеспечивающих целостность, единство, неприкосновенность территорий и границ. В неё следует включить такие основные принципы как принцип территориальной целостности государств и принцип нерушимости границ. В пользу выдвижения четвертой группы принципов: можно привести следующие аргументы: Территория - один из основных признаков государства, материальная база для осуществления жизни населения и развития его производительных сил, кладовая природных ресурсов, полезных ископаемых. Целесообразно также выделить пятую группу принципов, обеспечивающих экономическое сотрудничество между государствами. В эту группу можно предложить следующие принципы, все более наглядно приобретающие универсальный характер: принцип экономической недискриминации, принцип взаимной выгоды в международных экономических отношениях, принцип либерализации внешнеэкономической деятельности.

 

 

23. Классы и ранги дипломатических представителей.

 

Венский протокол о классах дипломатических представителей – 1815 года установил 3 класса:

 

1 класс послов и нунциев (нунции – послы папы Римского),

 

2 класс – посланники и интернунции (посланники папы Римского),

 

3 класс – поверенные в делах (временные и постоянные).

 

 В протоколе закреплен важнейший принцип дипломатического права – правовой статус всех трех классов дипломатических представителей одинаков. Они различаются лишь по старшинству, по этикету и протоколу. Класс дипломатических представителей является институтом международного публичного права и регулируется им, а ранг их является институтом внутригосударственногого права и им регулируется. (классы регламентируются Венской конвенцией о дипломатических сношениях государств), ранги:

 

 1 - низший – третий секретарь посольства,

 

 2 - второй секретарь посольства,

 

 3 - первый секретарь посольства,

 

 4 - атташе. (Если посольство большое, по составу, то атташе может быть несколько, например атташе по морским силам, атташе по сухопутным войскам и т.д.

 

 5) Советник 1,2,3 класса.

 

 6 – советник-посланник,

 

 7 – посланник,

 

 8 – чрезвычайный и полномочный посол.

 

 

24. Специализированные учреждения ООН.

По своей юридической природе они являются межправительственными организациями универсального характера, имеющими специальную компетенцию и поставленными в правовую связь с ООН, проявляющуюся в том, что они координируют свою деятельность в торговой, экономической, социальной областях, сотрудничают при реализации компетенции в этих сферах, выступают с докладами на заседаниях ЭКОСОС, по которым принимаются общие резолюции, предлагают проекты конвенций по экономическим и социальным вопросам, которым дается оценка и затем они передаются на обсуждение Генеральной Ассамблеи.

 

Признаки Специализированных учреждений ООН:

 

1) межправительственная организация;

 

2) широкая ответственность в рамках учредительных актов;

 

3) сотрудничество в специальных областях (экономической, социальной, культурной, гуманитарной);

 

4) Связь с ООН.

 

В настоящее время имеется 17 Специализированных учреждений ООН. Правовая связь их с ООН оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОСом с ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей. Связь Специализированных Учреждений с ООН направлена на обеспечение деятельности этих организаций в соответствии с целями и принципами ООН, Специализированные учреждения ООН можно разделить на следующие 7 групп:

 

1) организации социального характера (МОТ, ВОЗ);

 

2) организации культурного характера (ЮНЕСКО, ВОИС);

 

3) экономические организации (ЮНИДО);

 

4) финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК);

 

5) организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД);

 

6) организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ);

 

7) организации в области метеорологии (ВМО).

 

 

25. Источники международного права.

Несмотря на различие теоретических концепций относительно источников международного права, по этому вопросу существует соглашение, участниками которого является большинство государств мира. Это – Статут Международного суда ООН, ст.38 которого, гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяют:

 

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

 

б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

 

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

 

г) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

 

Все источники международного публичного права разделяют на две основные группы: основные и вспомогательные.

 

К первой группе относятся: международный договор и международный обычай, ко второй: некоторые решения международных организаций, решения международных судов, арбитражей, судебные прецеденты.

 

Итак, главный источник международного права – международный договор.

Международный договор – правовая форма сотрудничества между государствами, соглашение между ними, закрепляющее предмет договора, права и обязанности сторон обязательства их по отношению друг к другу и по отношению к третьей стороне, а также гарантии соблюдения этих обязательств, способы защиты интересов сторон и меры ответственности за несоблюдение или ненадлежащее соблюдение обязательств.

 

 

Договор может закреплять любые формы сотрудничества в различных сферах. Международный договор – это всегда соглашение сторон (кроме Джентльменских соглашений). Главным источником среди действующих источников является Устав ООН 1945 г. Именно в международном договоре в письменной форме определяются цели заключения международного договора, объект договора, закрепляются права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора. Прошедший все стадии заключения международный договор является законным средством доказывания в международных и национальных судебных органах и учреждениях. Следующий источник

международный обычай – это молчаливо признанное, сложившееся в результате длительного применения правило поведения субъектов международного права, возникшее в сфере международных отношений и признанное или санкционированное государством.

 

 

Признаки международного обычая:

 

1) норма устная и неписаная;

 

2) складывается в результате длительного применения;

 

3) правило, которое формируется только между субъектами международного права;

 

4) правило должно быть в рамках предмета правового регулирования международного права;

 

5) должно быть признано и санкционировано государством (может выражаться в односторонних действиях государства, в ноте, заявлении и т.д.).

 

В прошлом международное право долгое время существовало почти полностью как обычное право и только позже стали разрабатываться договорные нормы. На сегодняшний день дипломатический протокол и этикет полностью действует как обычные нормы международного права, при этом они соблюдаются более надежно, чем договорные нормы (важен авторитет и статус государства). Также много обычаев в международном морском праве (салют иностранного судна при мирном проходе в случае национального праздника в стране). Основания повышения роли международных обычаев как источников международного права в современных условиях:

 

1)в условиях, когда существует так много государств, очень сложно собрать их представителей на международную конференцию для разработки и заключения договоров;

 

2) поскольку у государств имеются самые разные национальные интересы, очень трудно выработать единую позицию;

 

3) для экономически отсталых стран часто невозможно найти средства для финансирования и обеспечения работы своих представителей;

 

4) договоры проходят ряд официальных стадий и этапов в процессе заключения (а это требует затрат времени и средств);

 

5) многие договоры вступают в силу с опозданием или вообще не вступают.

 

Источником международного права являются решения некоторых межправительственных организаций, в частности ООН. Обязательными к исполнению всеми государствами членами ООН являются революции Генеральной Ассамблеи ООН, касающиеся бюджетно-финансовых вопросов ООН и её структуры. Нормативный характер имеют и резолюции Совета безопасности ООН, особенно касающиеся действий в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Такие резолюции обязательны к соблюдению как для членов, так и для не членов ООН. В нормотворческом процессе участвуют и специализированные учреждения ООН (Международная организация труда, Международная морская организация), разрабатывающие конвенции, технические правила, нормы и стандарты, которые после их надлежащего вступления в силу становятся источником международного права.

 

 

26. Составные части и правовой режим государственной территории.

 

Государственная территория – часть земного шара, отграниченная от территории других стран государственными границами, в пределах которой государства осуществляют территориальное верховенство.

 

 

Частями государственной территории являются: сухопутная территория, внутренние воды (реки, внутренние моря, заливы, озера), территориальное море – полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или от прямых исходных линий. Воздушное пространство (не путать с международным воздушным пространством), которое находится в пределах вертикальных линий, проведенных вверх от границ государства на его сухопутных и водных поверхностях до границы с космическим пространством на высоте 100-110км (над уровнем моря).

 

Государство осуществляет над своей территорией верховенство, которое означает, что власть этого государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям. На территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства, кроме как по его добровольному согласию. Власть государства распространяется как на собственных граждан и организаций, так и на иностранных. Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также природную среду, которая включает в себя природные ресурсы, используемые в промышленности и сельском хозяйстве.

 

Государство в своем законодательстве устанавливает правовой режим территории в целом и ее частей.

 

Правовой режим государственной территории включает правила, закрепленные в договорах данного государства (о пограничном режиме, о территориальном море и др.)

 

 

27. Венская конвенция о дипломатических сношениях государств от 18 апреля 1961 года.

28. Система международного права

 

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, связанных единством и относительной самостоятельностью отдельных его частей (отраслей, подотраслей, институтов). Связующими факторами элементов системы являются единые принципы и цели международного права. Системе международного права свойственна характерная для неё структура. Система международного права объединяет различные группы норм, обязательных для его субъектов. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме этого, выделяются региональные международные правовые комплексы, регулирующие отношения между государствами определенных географических районов. Значительное количество регулирует двусторонние отношения. Система международного права – сложное явление, находящееся в процессе постоянного развития.

 

Система международного права отличается тем, что в её состав входят старейшие, новые и новейшие институты, подотрасли и отрасли, причем больше всего составных элементов представляют отрасли. Одни отрасли и институты возникли в древности (например, институт международного договора, институт неприкосновенности посла; международное морское право); другие появились в ХХв. (отрасль международного космического права, отрасль международного экономического права и другие); отдельные отрасли и подотрасли находятся в стадии становления (отрасль международного процессуального права, подотрасль международного налогового права, подотрасль международного таможенного права и другие).

 

В системе международного права выделяются общая и особенная части. Общая часть – это общие фундаментальные теоретические положения, категории и институты, которые лежат в основе конкретных отраслей, подотраслей и институтов особенной части международного права.

 

Общая часть:

 

а) институты:

 

1) Понятие, сущность, система международного права;

&nb


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: