Глава I. Теоретико-методологические основы исследования стрит-арта

Уличное изобразительное искусство как феномен городской культуры.

 

 

Содержание

Введение........................................................................................................................С.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования стрит-арта.

1. Стрит-арт: определение понятий, история данного феномена

1.1 Соотношение ключевых исследовательских понятий: стрит-арт, паблик-арт, граффити.......................................................................................................................С.

1.2. История возникновения и развития стрит-арта в западных странах

и России........................................................................................................................С.

 

2. Концепция А. Лефевра: социальное пространство как социальный продукт, сильные и слабые публики, борьба за пространство…………………………………………С.

 

3. Концепция М. де Серто: стратегии и тактики в городском социальном пространстве…………...............................................................................................С.

 

Глава II. Описание эмпирического исследования, его результатов и выводов.

1. Методика и техника проведения исследования..................................................С.

2. Результаты эмпирического исследования........................................................... С.

 

Заключение……………………………………………………………................... С.

Список литературы……………………………………………………...................С.

Приложения……………………………………………………………....................С.

 


 

       Введение

Современное городское пространство наполнено различными визуальными образами, которые каждый житель города видит ежедневно в течение всей своей жизни. Реклама, афиши, плакаты, вывески магазинов, преследуют нас повсюду: на крышах домов, на билбордах вдоль автомобильных дорог, в руках промоутеров, на уровне глаз и даже под ногами. Рекламные визуальные образы конструируют нашу визуальную реальность. Сегодня все чаще и чаще к вышеперечисленным визуальным объектам в городском пространстве добавляются относительно новые для России объекты уличного искусства – стрит-арта. 

Тема данного исследования – уличное искусство как феномен городской культуры. Научная и общественная значимость изучения городской культуры обусловлена тенденциями урбанизации в современном мире. В настоящее время в городах живет основная масса населения, городской образ жизни культивирует современные стандарты социальных условий человеческого существования. В городах рождаются и развиваются новые идеи, закрепляются новые социальные отношения, что актуализирует исследование проблем городской культуры.

Урбанистами различных направлений накоплен большой и интересный материал о городском образе жизни, о динамических процессах, происходящих в городах, об отдельных феноменах городской жизни. Этим вопросам уделяли внимание Э. Дюркгейм, Ж, Лефевр, П.Бурдье и др. Однако феномен стрит-арта – достаточно новое (особенно для нашей страны) и малоизученное явление. Поэтому проблема данного исследования носит, скорее, гносеологический характер: стрит-арт практически не имеет традиции исследования и теоретического осмысления. Более того, существует дефицит социального знания о взаимодействии уличных художников и публик. В связи с этим в качестве проблемы выступает социологическое осмысление стрит-арта, его значение для конструирования городского пространства.

Но, помимо имеющейся лакуны в теоретическом материале, следует сказать, что данное исследование может иметь и прикладное значение. В первую очередь потому, что в работе разбирается вопрос о неоднозначном отношении горожан к стрит-арту, выясняются причины отторжения, неприятия и, напротив, приветствия и одобрения элементов стрит-арта в городской среде. Именно вопрос отношения граждан к стрит-арту привел автора данн­ой работы к проведенному исследованию, поскольку в связи со спецификой профессионального занятия автора (дизайнер-художник), довольно часто приходится быть реципиентом высказанных мнений о многообразных произведениях художественной деятельности – в частности, стрит-арта.

Объектом исследования является стрит-арт как элемент конструирующий городское пространство Санкт-Петербурга.

Предмет исследования - особенности восприятия уличного искусства жителями Санкт-Петербурга в контексте городского социокультурного пространства.

Целью исследования было выявить особенности восприятия уличного искусства жителями Санкт-Петербурга, рассматривая данный вид искусства в контексте исследования городского социокультурного пространства.

Задачами стали:

· Охарактеризовать понятие социокультурного пространства как категории социологии культуры;

  • Разработать категориальный аппарат исследовании, выяснив соотношение основных рабочих понятий;
  • Реконструировать историю возникновения и развития стрит-арта в зарубежных и российских городах.

· Рассмотреть городское искусство как «тактики» в теории стратегий и тактик М.де Серто;

  • Рассмотреть теории городского пространства А. Лефевра применительно к феномену стрит-арта.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы классиков отечественной и зарубежной социологии, философии, психологии, культурологи (П. Бурдье, А. Лефевр); научные исследования современных авторов в области проблем развития городской культуры, образа жизни (М.де Серто, С.Милграм). Полезной также оказалась современная публицистика, связанная с исследуемым феноменом. При написании данной работы особенно полезными явились такие источники, как некоторые работы вышеуказанных теоретиков (статья А. Лефевра «Социальное пространство», работа А. Маркова «Мишель де Серто: Очевидность повседневности», в которой научный сотрудник МГУ Александр Марков доступно раскрывает суть городских исследований французского социолога), а также вебсайт propublicart.ru, который максимально полно представляет российские и мировые практики в сфере современного уличного искусства.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведенного эмпирического исследования, о котором подробно рассказывается в главе III данной работы. Методы, с помощью которых осуществлялось задуманное эмпирическое исследование включало в себя фокус-группы и полуструкутрированные интервью с горожанами, а также удалось глубинные интервью с уличными художниками.

 


Глава I. Теоретико-методологические основы исследования стрит-арта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: