Вопрос 68. Применение права как особая форма его реализации: признаки, стадии

Правоприменениеявляется особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов.

Применение права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм в конкретных жизненных ситуациях путем вынесения индивидуальных конкретных правовых предписаний – актов применения права.

Применение права продолжает нормативное регулирование, заданное правотворчеством с помощью норм права, дополняя его индивидуальным (поднормативным) регламентированием, выражающимся в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке, конкретизации их субъективных прав и юридических обязанностей. Поэтому применение права можно считать вторым (после правотворчества) средством правового регулирования. Если правотворчество является нормативным, то правоприменение – индивидуально-определенным, персонифицированным.

Необходимость применения права возникает в тех случаях, когда:

1. субъективное право гражданина не может быть реализовано без государственно-властного веления;

2. существует необходимость в установлении юридически значимых обстоятельств;

3. между субъектами права существует спор об их правах и обязанностях;

4. требуется привлечь правонарушителя к ответственности, то есть реализовать санкцию правовой нормы;

5. существует необходимость принять решение о награждении отличившихся граждан.

Правоприменение отличается от других форм реализации права тем, что здесь немыслимо бездействие (т.е. пассивное поведение).

Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за этим процессом.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные органы государства либо уполномоченные должностные лица. Правоприменительная деятельность реализуется посредством следующих способов: организационно-распорядительного, правосудия, общественно-юрисдикционного, административно-юрисдикционного, следственного, контрольно-надзорного и других. В порядке исключения правоприменительная деятельность может осуществляться негосударственным органом, например третейским судом. Такое делегированное правоприменение осуществляется на основании законодательства и под контролем органов государственной власти.

Правоприменительная деятельность представляет собой определенную последовательность действий.

Выделяют следующие стадии правоприменения:

I. анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы;

II. формирование юридической основы дела – юридическое квалифицирование. На этой стадии происходит:

- оценка собранных фактов на основе норм права;

- выбор (отыскание) и анализ правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения в случае применения санкции;

- уяснение смысла и содержания нормы права;

- разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом;

- установление действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц;

III. вынесение решения по делу, то есть принятие акта применения права.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: