Применение права - это властная деятельность компетентных государственных органов или уполномоченных на то должностных лиц по реализации предписаний правовых норм путем конкретизации общих правовых предписаний для индивидуально-конкретного случая. Применения права практически осуществляется в виде издания в соответствии с правовой нормой индивидуальных юридических актов. Основными требованиями правильности применения норм права являются:
- законность, которая означает, что органы и должностные лица, осуществляющие применение той или иной правовой нормы, могут применять ее только в пределах предоставленных им полномочий и в полном соответствии с требованиями нормы, а также строгого соблюдения процессуального порядка применения правовой нормы и только в необходимых случаях;
- обоснованность применения права означает возможность применения той или иной нормы только в результате анализа достоверной информации о событии, вызвавшем необходимость ее применения, только после всесторонней проверки всех обстоятельств конкретного дела - обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются ее санкцией;
|
|
- целесообразность означает, что в результате применения той или иной нормы представляется возможным в данной конкретной ситуации оптимальным образом достичь цели, ради которой применяется эта норма.
Акт применения права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальные государственно-властные предписания уполномоченного государственного органа или должностного лица, который выносится в результате разрешения конкретного юридического дела в точном соответствии с законом на основании надлежащим образом и в полном объеме исследованных им обстоятельств конкретного дела, который определяет права, обязанности или юридическую ответственность лиц, в отношении которых он вынесен.
Признаки акта применения права:
1) Имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение только для тех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем;
2) Это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется;
3) Акты должны быть законными, выносится в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права;
4) Издаются в установленный законом форме и имеют точные наименования (приказ, распоряжение, приговор, постановление по делу об административном правонарушении, протест, определение и т.д.). Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных актов.
|
|
Независимо от органов, их принимающих, и их наименования, все акты применения права должны в обязательном порядке содержать следующие основные элементы:
а) вводную часть, где указывается наименование акта, орган (должностное лицо), его издавший, дата и место издания, адресат;
б) описательную часть, где отражаются все фактические обстоятельства рассмотренного дела и собрание по делу доказательства;
в) мотивировочную часть, где приводятся аргументы, обосновывающие принятое по делу решение;
г) резолютивную часть, где формируется само принятое по делу решение.
Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям:
1. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права:
- акты представительных органов государственной власти;
- акты органов исполнительной власти;
- акты органов судебной власти;
- акты органов местного самоуправления.
2. По их наименованию: постановление, решение, приговор, приказ и т.д.
3. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права:
- регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в ВУЗ, постановление главы администрации города);
- охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (например, приговор суда, постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого).
4. По форме:
- в виде отдельного документа;
- в виде резолюции на материалах дела;
- в устной форме (например, объявление наряда вне очереди в армии).