Право как социально-культурная ценность. Основные типы правопонимания

Право – это сис общеобяз-х, формально опр-ных норм-х предписаний, кот устан-тся и обеспеч-ся гос-вом, выр-т интересы общ-ва, регул-ют социально значимые общ-ные интересы, предоставляя суб-ные пр и возлагая юр-ие обязанности.

Право -действенный рычаг решения эколог-ских проблем как внутри отдельно взятого гос-ва, так и в рамках мирового сообщества.

Тип правопонимания — опр-ное направ-е в познании сущности и соц-го назнач-я права.

В любом типе правопон-я встречается 3 эл-та в понятии права - это норма права, правосознание и правоотношение.

Классификации правопониманий и понятий, кот создаются в рамках этих правопониманий.

Сущ-ет 4 типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), соц-ский и интегративный.

Право в нормативном правопонимании

Правом признается гос-ная воля, выр-ная в обяз-ном нормат-м акте, обеспеч-м принудит-ной силой гос-тва.

Право в социологическом правопонимании

Право - реальное поведение людей, удовл-щее их интересам и потреб-ям, это то, что должно "наполнять" з-ны своим реалистичным сод-ем.

Осн-я идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".

Право в философском правопонимании

Право - это сов-сть высших, постоянно действ-х, незав-х от гос-ва норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справ-сть, объективный пор-к ценностей, мудрость Бога, не только явл-ся директивами для законодателя, но и действ-х прямо, при кот произвол 1 (лица) совместим с произволом др с т зр всеобщего закона свободы. (По Канту)

Право в интегративном правопонимании

Право - это сов-сть признаваемых в данном обществе и обеспеченных офиц-ной защитой нормативов рав-ва и справ-ти, регул-щих борьбу и согласование своб-х воль в их взаимоот-нии др с др.

 

Теологическая и психологическая теории о происхождении права.

1. Теологическая (божественная) теория происхождения гос и пр - наиболее ранняя теория, возникшая из первонач-х религиозно-мифологических представлений о происх-нии мира. Ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божеств-го происх-я гос и пр.

Поскольку мир сотворил Бог, то и гос и пр имеют божеств происх. Богослов Фома Аквинский. Он утв, что процесс возник-я и развития гос -процесс сотворения богом мира.

Сторонники теории утв, что пр, как и все земное, имеет божеств-е происх-е - оно было создано Богом для рег-ния поведения людей. Для христиан осн-ми законами являются заповеди Моисея, содержащиеся в Библии; мусульманское право, содержащееся в Коране, представляет собой откровения Аллаха и т. п. Ученые отмеч уязвимость теолог-й теории в научном отн-нии. Однако особ-ть последней, как уже указ-сь, состоит в апелляции ее сторонников не к знаниям, не к док-вам, а к вере. Поск-ку утв-тся, что люди все равно не сп-ны постичь всей глубины божеств-го замысла, они просто должны верить, что все создано Богом - в т ч и право.

Религиозн учения имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают сущ-ть идеи, высказ-е еще в Др Риме: на возник-е и разв-е гос-ва и пр реш-щее влияние оказали чел-кие слабости и страсти. Среди них жажда денег и вл, алчность, честолюбие. высокомерие, жестокость и др отриц-ные чел-кие черты и страсти. Падении нравов нас-я оконч-но подорвало моральные основы Римского гос-ва и оно было обречено. Так может случиться с любым гос-вом. Нравы – положит-ные и отриц-ные, добрые и злые - несомненно играют и играли значит-ю роль в процессе стан-я и разв-я гос-ва и пр. Важную, но не решающую. Они явл скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план.

Как показ истор опыт главные причины возник-я гос-ва и пр лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в обл экономики и в соц-ной жизни людей.

 

2. Псих-ческая теория сводит осн-е причины возник-я гос-ва и права к тем или иным св-вам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д.

Фрейд – осн-ль влиятельного псих-кого напр-ния в соц-гии и учениях о гос-ве и пр. Он исх-л из сущ-ния первонач-й орды, деспотический глава кот был убит своими взбунтовав-ся сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агресс-х влечений чел-ка и понадобилось создать гос-во, право, всю систему соц-х норм и вообще цивилизацию.

Широкое распр-ние получила в к XIX перв полов XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др. Ее наиболее крупный представитель русский гос-вед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

Ее сторон-ки опр-ют общ-во и гос-во как сумму псих-ких взаимод-вий людей и их различ объед-й. Суть данной теории сост в утве-нии псих-ской потреб-ти чел-ка жить в рамках орг-ного общ. Психике индивида якобы изнач-но присуща потреб-ть к повинов-ю, подчинению "выдающимся личностям". Из псих-гии инд-да выводил необх-ть создания гос и права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: