Толкование норм права по субъекту и объему

     По объему толкование бывает: а) буквальным; (в точном соответствии со смыслом текста закона, но не повторение); б) ограничительным (несколько уже буквального смысла текста закона) и в) расширительным (несколько шире буквального смысла текста закона). В отличие от буквального толкования ограничительное и расширительное обычно связаны с ошибками законодательной техники, чаще всего – с казуистичностью (от слова «казус» – случай), т. е. с закреплением частного случая в качестве общего правила. Расширительное толкование следует отличать от аналогии. Это имеет особо важное значение в уголовном праве, где аналогия запрещена, а расширительное толкование допустимо. Аналогия – это способ восполнения пробелов в праве. При расширительном же толковании никакие пробелы в праве не восполняются – просто устанавливается точный смысл закона, который не всегда соответствует его букве. По субъекту толкование бывает;

а) официальным и

Б) неофициальным

Неофициальное толкование выражает мнение частных лиц по вопросу о смысле закона. Это может быть мнение адвоката, обвиняемого, потерпевшего и любого другого лица. К официальному относится 1) аутентичное толкование (есть мнение, что такое толкование возможно только в отношении подзаконных актов. Госдума не наделена правом толковать закон. Таким образом, аутентичное толкование ФЗ возможно только путем принятия нового закона. Но это уже не толкование закона, а его изменение. Есть мнение, что в качестве толкования закона можно рассматривать разъяснения, данные, напр., в примечаниях к статьям УК. Однако это не толкование закона, а часть закона);

2) судебное (может быть не только казуальным но и нормативным. Казуальное толкование дается судом при рассмотрении конкретных дел. При этом суд не разъясняет закон, а лишь применяет его, уяснив смысл правовой нормы Нормативное толкование дается в виде разъяснений и рассчитано на неоднократное использование. Право давать такое толкование предоставлено КС РФ (право толковать Конституцию), а также Пленумам ВС РФ и ВАС РФ);

3) доктринальное (дают ученые-теоретики и юристы-практики, напр., в комментариях к законам в учебниках, в научных монографиях и статьях. Оно обязательной силы не имеет, это лишь мнение частного лица);

4) иное официальное (напр., толкование закона при рассмотрении должностными лицами дел об административных правонарушениях, толкование закона в методических рекомендациях, даваемых Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом МВД).

          

34. Формы и методы реализации функций государтсва. Критерии: 1.) По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые гос-вом на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение — их исчезновением. 2). По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции гос-ва подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль гос-ва во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого гос-ве тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими гос-вами, во многом зависит от внутренних условий существования данного гос-ва. 3.) По сферам общественной жизни функции гос-ва могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере. 4). Функции гос-ва следует делить основные и неосновные. Деление условно, критерий разграничения четко не определен. Каждая функция гос-ва является необходимой для гос-ва. Все виды деятельности гос-ва важны, направления становятся для гос-ва основными. 5.)Принцип разделения властей классифицируют в функции гос-ва на основе этого принципа. Функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность классификации отражает процесс реализации гос-ной власти. Это формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей гос-ной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной. Информационная функция, средства массовой информации. Она (эта функция) имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика - воздействие на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего гос-ва. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции гос-ва, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность. Внутренние функции гос-ва проявляют себя в экономической, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества.. Внешние функции — защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими гос-вами, обеспечение геополитических интересов и т.п. — также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности. Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот. Сходная деятельность гос-ных органов по выполнению функций гос-ва называется формой осуществления функций гос-ва. Данные формы подразделяются: - правовые; неправовые. Правовыми формами осуществления функций государства являются формы, которые требуют принятия правовых актов и влекут юридические последствия. К ним относятся: - правотворчество - подготовка, издание нормативных актов; - правоприменение - исполнение законов, решение управленческих споров, принятие правоприменительных актов; - правоохранительная деятельность - предупреждение правонарушений и привлечение к юридической ответственности правонарушителей. Неправовыми формами осуществления гос-ных функций являются: -организационно-регламентируюшая (подготовка документов, организация политических мероприятий, выборов и т. д.); - организационно-хозяйственная (статистика, бухучет); - организационно-идеологическая (воспитательная деят-ть, связанная с формированиемобщественного мнения, обучение, разъяснение существ-щих норм и правил.). в настоящее время особое внимание уделяется договорной форме осуществления функций гос-ва (договоры в гос-ой, хоз-ой, соц-ой сфере). Методы (приемы), с помощью которых реализуются функции гос-ва, называются методами осуществления гос-ных функций. Это, например: - убеждение (объяснение, обсуждение, внешняя, демонстрация определенного примера); - принуждение (метод при котором желаемое поведение обеспечивается применением силы или угрозы ее применения); стимулирования (побуждение к действию); а так же - поощрение; - наказание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: