Романо – германская правовая семья

Возникло в XII—XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основание: развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета и патримониальной юрисдикции, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов + социально-культурные предпосылки заимствования Европой римского права (Развитие образования, искусства, культуры подготовило почву). романо-германского право = «право разума», «право университетов». + благословение христианской церкви (Ф.Аквинский).

С XIII в. романо-германское право развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. Становление наций и национальной государственности привнесло в него элементы правового национализма. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

сегодня демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания «европейского дома», евросоюза, ведет к правовой интеграции стран, преодолению национально-государственных границ, а вместе с ними и правового национализма.

Основаниями интеграции выступают общие принципы, начала, «дух» римского частного права.

Романо-германская норма права — общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Оссобенность- обобщенный, абстрактный характер = социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения. Даже если поводом для создания нормы права служит отдельный юридический казус, он находит разрешение в обобщенной (абстрактной) форме.

Использование норм — моделей поведения позволяет законодателю оперативно воздействовать на социальные отношения, изменять, преобразовывать их, что является безусловным достоинством данного вида правовой регламентации. Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и социальной значимости положений, есть «главные» и второстепенные правила. чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике.

Источником романо-германского права выступает закон ( принимаются парламентами): конституционные и обычные (текущие-кодексы).

В отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объединению, систематизации нормативного материала, а к объединению содержательному, внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного материала, «разделении труда» между отдельными нормами, их кооперации (кодификации).

+ подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, другие документы, издаваемые исполнительной властью.

Обычай. Второстепенная роль. функция «амортизатора», сглаживателя противоречий, несправедливости законодательных решений.

судебная практика. нормы права могут приниматься законодателем и уполномоченными им органами, но есть разработка судьями принципиальных решений, уточняющих положения закона, а иногда идущих вразрез с волей законодателя. вырабатываются, высшими судебными инстанциями и конституционными судами стран системы. создаются своеобразные судебные нормы — право-положения судебной практики, учитываемые всеми применяющими право юристами. публикуются в судебных сборниках, приобретают широкую известность и становятся частью правовой системы.

Структура: деление права на публичное и частное. Основанием общий, государственный интерес, частного права — особенный, частный интерес. Публичное право КПРФ, упрф, финансовое. Частное право отношения между равноправными независимыми субъектами (гпрф, мчп). о собенность: последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.

Исполнительные органы государственной власти.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. И.о.г.в. — назначаемые органы. В этом смысле они производны от законодательных (представительных) органов власти, выборность их допускается в ограниченном объеме (выбор глав администрации субъектов РФ).

Основной вид деятельности И.о.г.в. — организация исполнения законов, а также связанная с этим организация управления сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Для выполнения возложенных на них функций И.о. г. в. совершают различные распорядительные действия.

И.о.г.в. могут быть как единоначальными (к примеру, глава краевой, областной администрации), так и коллегиальными (например, Правительство РФ).

И.о.г.в. подразделяются на органы общей компетенции — органы, ведающие всеми или многими вопросами исполнительной деятельности (правительство, краевая, областная администрация), и органы специальной компетенции — органы, ведающие отдельными сферами и отраслями (министерство, департамент, управление в составе администрации края, области и др.).

В федеративном государстве И.о.г.в. создаются как на федеральном уровне (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии и службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные ведомства), так и на уровне субъектов РФ (высшие должностные лица И.о.г.в. субъектов РФ: президенты республик, губернаторы, мэры городов федерального значения; правительства республик, администрации краев, областей, министерства, комитеты, мэрии и их структуры — министерства, департаменты, управления и др.).

Виды правоотношений.

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные.

Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юридические факты, также порождают у всех адресатов одинаковые право-субъектные возможности, гарантируемые государством. Возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения.

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных к онкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона – это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой – лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

84. Англасаксонская правовая семья.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1 ) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2 ) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости; 4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: