Направления деятельности психолога в специальной школе

Среди разнообразных направлений деятельности психолога, описанных и представленных в разнообразных литературных источниках, выделяются следующие:

o психодиагностическую работу;

o психологическое консультирование учеников, родителей, педагогов;

o коррекционно-развивающую деятельность;

o психопрофилактическую работу среди учащихся и персонала.

o ведение документации, отчеты, заключения, запросы т.д.

 

Деятельность психолога с детьми.

Работа с детьми по направлению общего развития

1. Обследование состояния интеллектуально-познавательной сферы

2. В процессе занятий, учитывая результаты диагностики, развивать познавательный интеллект. Если он не достигает возрастной нормы – коррегировать его, а если такая норма достигнута – способствовать его дальнейшему развитию. При этом использовать 2 пути: а) придание процессу обучения развивающего характера; б) использование специальных упражнений как коррекционного, так и тренировочного характера

Цель: в процессе занятий решать следующие задачи данного направления:

1. Коррекция отклонений в психическом развитии (если таковые имеются)

2. Развитие сторон познавательной деятельности.

3. Формирование предпосылок к усвоению ребенком материала занятий, проводимых в д\с, и закрепление этого материала

4. Формирование предпосылок учебной деятельности

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях: развитие

а) сенсомоторной сферы;

б) речи;

в) мышления;

г) внимания;

д) памяти;

е) формирование математических представлений; ж) подготовка к овладению письмом.

В процессе занятий проводить формирование рациональных способов познания окружающего, навыков коллективной работы, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединить игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала. (Применение принципа игрового познания).

 

Коррекционно-развивающая деятельность

       Под коррекционно-развивающей понимается деятельность психолога по устранению отклонений в психическом и личностном развитии ребенка и работа по развитию его способностей.

Психокоррекционная деятельность тесно связана с диагностико-коррекционным и диагностико-развиваюшим воздействием. Практический психолог не только ставит диагноз, на основе которого разрабатывает коррекционную программу развития, но и сам осуществляет значительную часть коррекционной работы. Диагностико-коррекционное воздействие проводится по результатам обследования и предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях и как они соотносятся с возрастными особенностями испытуемых.

Диагностико-коррекционная деятельность в школе достаточно сложна и многопланова, ее выполнение включает последовательный ряд действий:

o изучение практического запроса;

o формулировку психологической проблемы;

o выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

o выбор методов исследования;

o использование метода;

o формулировку психологического диагноза;

o разработку рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы;

o осуществление этой программы;

o контроль за ее выполнением.

Разумеется, в реальной жизни психолог вряд ли будет постоянно фиксировать последовательность выполнения каждого этапа, но ориентация на их последовательность необходима всегда. Рекомендации должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. Психолог несет полную ответственность за реализацию рекомендаций и конечный результат.

Содержание психологического заключения зависит не только от удачно подобранных и валидных психодиагностических методов, но и от успешного индивидуально-личностного взаимодействия психолога и ребенка, которое требует от психолога терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, способность вызвать к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия. Психолог должен развивать в себе особое состояние эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека. Этим определяются и успешность деятельности практического психолога, продуктивные результаты взаимодействия психолога и его клиентов, в каких бы областях практической деятельности оно не осуществлялось.

Психопрофилактическая работа

Она связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается — родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др., с целью предупреждения возможных нарушений психологических условий развития и повышения уровня психологической компетенции. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятии. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: