Общие положения КТМ
КТМ вступил в силу 1 мая 1999г и действует по сей день.
- Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
Под торговым мореплаванием понимается-перевозка грузов, пассажиров, багажа, промысел био-ресурсов, разведка и разработка ресурсов морского дна и его недр, лоцманская и ледокольная проводка, поисковые, спасательные и буксирные операции, подъем затонувшего имущества, санитарный, карантийный др.контроль, защита и сохранение мор.среды, проведение научн.исследований, а также для учебных, спортивных и иных целей.
Помимо КТМ: указания президента, постановления правительства и иные нормативные актами.
- Имущественные отношения, возникшие из торгового мореплавания основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников;
К отношениям, которые не регулируются КТМ применяются правила гражданского законодательства РФ.
Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:
1. морские суда во время их плавания, как по морским путям, так и по внутренним водным путям
2. суда внутреннего и смешанного плавания, во время их плавания по морским путям
Правила, установленные настоящим Кодексом, НЕ распространяются на:
- военные корабли и др. суда, находящиеся в собственности гос-ва.
- военно-вспомогательные суда
- суда, в собственности государства для некоммерческой службы
Государственное управление и надзор в области торгового мореплавания: осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Этот орган издает, в пределах своей компетенции, инструкции и иные акты, регулирующие отношения, кот.возникают из торгового мореплавания
Навигационное. Гидрографическое обеспечение мор.путей осуществляется федеральным органом исп.власти в обл.обороны.
Федер.орган.исп.власти осуществляет гос.надзор за торг.мореплаванием, а именно:
1) Соблюдение международных договоров РФ;
2) Охрана чел.жизни на море;
3) Дипломирование членов экипажей судов;
4) Гос.регистрация судов;
5) Сис-мы управления движением судов в мор.портах;
6) Спасат.службы;
7) Состояние мор.путей
8) Обеспечение защиты мор.путей
Под морским торговым портом в КТМ понимается комплекс сооружений, расположенных на специально-отведенной территории и акватории и предназначен для обслуживания судов, которые используются в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и др.услуг, кот.обычно оказываются в мор.порту.
К морским специализированным портам относятся:-комплекс сооружений, расп.на спец.отведенной территории и акватории и предназначен для обслуживания судов, осущ.перевозку определенных видов груза(лес, нефть и др.)
Портовые власти - администрации морских портов
Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Судовладелец- лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, не зависимо от того, является ли он собственником или эксплуатирует судно на ином законном основании.
Билет № 2
Право собственности на судно
Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Судовладелец- лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, не зависимо от того, является ли он собственником или эксплуатирует судно на ином законном основании.
Суда могут находиться в собственности:
1)физ.лиц-Граждан
2) Юр.лиц
3) РФ
4) Субъектов РФ,
5) МО (муниципальных образований).
Исключение сост: суда с ядерными энергетическими установками-только в собственности гос-ва.
Собственник судна вправесовершать в отношении судна
- любые действия, не противоречащие закону;а также не нарушающие интересы др.лиц –отчуждение, передача прав пользования, устанавливать ипотеку и обременять любыми способами;
- передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления на срок, не более пяти лет; при этом не происходит перехода прав собственности. Этот договор подлежит обязательно регистрации в Гос. Судовом реестре или в Судовой книге. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами инд.предприниматель или коммерческая организация за исключением унитарного предпринимателя.
Билет № 3
Основные и дополнительные судовые документы
Основные судовые документы:
1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ;
2) свидетельство о праве собственности на судно;
3) свидетельство о годности к плаванию;
4) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
5) мерительное свидетельство;
6) свидетельство о грузовой марке;
7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами;
10) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором
11) лицензия судовой радиостанции и радиожурнал;
12) судовая роль;
12)судовой журнал;
13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
14) санитарный журнал;
15) журнал операций со сточными водами;
16) журнал операций с мусором;
17) журнал нефтяных операций, для не являющихся нефтяными танкерами;
18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;
судовое санитарное свидетельство о праве плава
Судно должно иметь доп. документы, предусмотренные правилами, технического надзора.
Спортивные, прогулочные суда должны иметь следующие судовые документы:
1) судовой билет;
2) свидетельство о годности к плаванию;
3) судовая роль.
Суда, выходящие в заграничное плавание, кроме документов, указанных в Кодексе, должны иметь документы, предусмотренные международными договорами РФ.
Билет № 4
Регистрация судов
Судно подлежит регистрации только в одном из реестров судов РФ на имя собственника:
1) Государственный судовой реестр; (суда, подконтрольные органам тех. надзора и классификации)
2) Судовая книга; (суда, технический надзор за которыми осуществляется другими органами.)
3) Бербоут-чартерный реестр; (регистрируются суда, которые зарегистрированы в реестре судов иностранного государства и предоставленные в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
4) Российский международный реестр судов. (суда, которые используются для международных перевозок грузов.) Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.
Сведения, необходимые для регистрации:
- Порядковый регистрационный номер судна и дата его регистрации;
- Название судна:настоящее и прежнее
- Место регистрации-порт регистрации
- Присвоенный международной морской орагнизацией –идентифик.номер судна(присваивается в зав-ти от техн.оснащенности)
- Позывной сигнал
- Место, год постройки и судостроительная верфь
- Назначение судна и район плавания
- Технические характеристики
- Имя, гражданство. И адрес собственника(ов)
- Основания возникновения права собственности
- Имя и адрес судовладельца, если он не собственник
- Основания и дата исключения судна из гос.реестра или судовой книги.
Любое изменение сведений о судне вносится в один из реестров.
В регистрации может быть отказано в след.случаях:
- Если с заявлением обратилось не надлежащее лицо
- Если док-ты не соотв.требованиям
- Права на судно. О кот.требует заявитель, не подлежат регистрации
- Если док-ты на судно выданы не надлежащим лицом
Из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов или судовой книги подлежит обязательному исключению судно:
1. погибшее или пропавшее без вести(пропавшим без вести-считается судно, от которого в теч.срока,превышающего в 2 раза срок необходимый для перехода в норм.усл.от места, откуда поступил посл.известие от судна до порта назначения-1мес<=срок<=3мес, а в условиях военных действий-не менее 6 мес);
2. конструктивно погибшее;
3. утратившее качества судна в результате перестройки или других изменений
Билет № 5
Обязанности судовладельца, имущество экипажа