Ещё один распространенный и эффективный приём воздействия на толпу. Меткая цитата всегда формирует впечатление о говорящем, как о человеке образованном и умном. Это подкрепляется авторитетом автора цитаты. Фраза может звучать подобным образом: «Великий римский философ Марк Аврелий как то сказал…», «…Ещё Уинстон Черчилль поднимал этот вопрос…» и т.д.
Стоит быть внимательным к подобным высказываниям. Само по себе их применение конечно не таит ничего плохого, дело в том, что цитаты могут подбираться вообще не в тему, но завороженные слушатели этого не замечают — их давят авторитетом того, кто произнёс цитату. А иногда случается и то, что Черчилль, Рузвельт или Цицерон подобных фраз вообще не произносили, просто политик решил «щегольнуть» своим знанием и приписать выдуманную им красивую фразу великому человеку, чтобы придать ей вес.
В этом посте мы разобрали конечно же далеко не все, а лишь очень немногие уловки и приёмы обмана при вербальном воздействии одного человека на массы. Эти способы воздействия раскрыть бывает довольно просто, особенно если у слушающего из толпы человека есть некоторые познания в психологии, однако на деле чаще бывает, что срабатывают самые примитивные уловки, ибо на большинство людей они очень хорошо действуют. Будьте внимательны, задумывайтесь над словами людей, рвущихся к власти, пытайтесь понять что на самом деле стоит за их красивыми и завораживающими фразами.
|
|
Процесс межгрупповой дифференциации и современность.
Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:
1) внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы);
2) межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.
Согласно теории социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера причиной данных феноменов является серия когнитивных процессов:
1) социальная категоризация – упорядочивание социального окружения путем распределения социальных объектов по группам, имеющим сходство по значимым для индивида критериям;
2) социальная идентификация – отнесение самого себя к определенной социальной категории и переживание своей групповой социальной принадлежности;
3) социальное сравнение – установление различий социальных групп.
|
|
Другим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы.
Феномены межгрупповой интеграции:
1) групповая аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема. Малая группа, поглощенная большой функционирует по законам первой;
2) групповая открытость состоит в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Она способствует обновлению группы и соблюдению баланса процессов дифференциации и интеграции. Чем благополучнее группа, тем более она открыта;
3) межгрупповая толерантность – терпимость к другим группам;
4) межгрупповая референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм.
Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции сосуществуют в любой группе. Преобладание процесса дифференциации в результате излишней закрытости ведет группу к стагнации (застою), доминирование процесса интеграции в результате излишней открытости приводит к потере группой социальной устойчивости.