Вопрос 40. Природа как предмет философского изучения

Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий.Термин «природа» восходит к латинскому слову «natura». Отсюда «натуралисты» в смысле — исследователи природы, и«натурализм» как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость«природы» при рассмотрении и решении центральных философских вопросов.

Естественные науки изучают конкретные виды движения и взаимодействия частиц и тел. Философия жерассматривает любые изменения, ищет законы, общие для живой и неживой природы. В этом смысле взгляд философа на природу шире, чем взгляд ученого.

Философское размышление о природе как едином, целостном мире носит название натурфилософии. Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с наукой исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности. Силы природы представлялись в образах богов, а человек ощущал свою слабость перед ними. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, потому что он мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была далее развита в эпоху Нового времени. Считалось, что человек – творение природы, он существует в ней и подчинен ее законам. В то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен изменить к лучшему окружающую среду и самого себя. Со временем натурфилософские взгляды устарели по сравнению с развивающимся естествознанием, но философия сохранила и не утратила своего значения для науки.

Общество представляет собой один из высших этапов эволюции и усложнения природного мира. В истории можно выделить три типа взаимодействия общества и природы: аграрный, промышленный, современный. На первом этапе человек полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию промышленности и науки, человек почувствовал себя освобожденным от этой зависимости. Но это способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе взаимодействие человека с природой приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному экологическому кризису. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается изменение сознания людей. Идея коэволюции (т.е. согласованной эволюции общества и природы) ставит акцент не на покорение природы, а на процессы сотрудничества с ней, взаимного обмена энергией. Коэволюция предполагает достижение динамического равновесия с природой и стабильного развития человечества.

Вопрос 41. Человек как предмет философии

Предметом философии человек становится в философской антропологии, изучающейчеловека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в мире,особенности его существования и мировосприятия.  В качестве самостоятельного раздела философская антропологиясформировалась приблизительно к XVIII в., однако выяснение специфики человека –этоведущая задача всякого философствования. Основные проблемы философской антропологии: каково положение человека в мире; какова природа и сущность человека, чем он отличается от животных; существует ли то, что мы называем свободой, и в какой степени человек свободен; человек - разумное существо или же существо, руководимое влечениями и страстями; каковы возможности разума и какова мера влияния бессознательного на наше мышлениеи поведение; что такое смерть, как человек должен относиться к ней; в чем смысл жизни.Ни на один из этих вопросов нет окончательного и исчерпывающего ответа. Люди каждой новой эпохи дают свои ответы.Ключевой для антропологии вопрос: каково место человека в мире?Первый ответ был характерен для периода античности - это ответ космоцентрический. Человек -микрокосм, маленькая модель одушевленной вселенной.Второй ответ - теоцентрический. Он типичен для средневековья. Человек создан по образу и подобиюбожьему, он, как и творец, наделен свободой воли. Третий ответ - антропоцентрический. Он господствует в философии с начала Новоговремени и по сегодняшний день. Мы ничего не знаем в мире, кроме самих себя, и на весь мир смотрим только через призмусобственно человеческих потребностей и интересов. Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой длясамого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненноевсем законам биологии и физиологии. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность,способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека:

1. Сущность человека духовна. Эта версия характерна для всех религиозныхучений.

2. Сущность человека - разум. Эта версия сформировалась в Новое время.

3. Сущность человека - предметно-деятельная, социокультурная. Человек выступает здесь каксущество, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливаетприроду к собственным потребностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: