Вступительное слово сторон

Каждая из сторон рассказывает, со своей точ­ки зрения, о том, что произошло. После каждого изложения медиатор возвращает стороне сказанное ею своими словами, уточняя информацию и смягчая акцен­ты. Нередко это - первая возможность для сторон действительно услы­шать друг друга. Очень помогает то, что стороны не обращаются непо­средственно друг к другу, а общаются друг с другом через медиатора. После изложения своего видения проблемы стороны имеют воз­можность обменяться репликами, что-то уточ­нить или добавить.

Формулирование повестки дня

Медиатор помогает сторонам отделить факты от интерпретаций и выделить проблемы для обсуждения во время медиации. Это достигает­ся обсуждением точек зрения каждой из сторон и уточнением того, что есть факт, а что - интерпретация этого факта одной из сторон. Как ни парадоксально, стороны, яростно отстаивающие свои пози­ции в конфликте, часто весьма туманно представляют свои истинные интересы и действуют даже им наперекор.

4. Выдвижение альтернативных решений

Медиатор поддерживает баланс сил сторон, обучает их думать, дей­ствовать, вести переговоры с позиции сотрудничества и искать реше­ния, которые отвечали бы как их собственным интересам, так и инте­ресам другой стороны.

Стороны с помощью медиатора генерируют возможные способы решения проблемы. Медиатор составляет список и просит каждую из сторон поделиться своими соображениями. Если сторонам не хватает информации, трудно вый­ти за пределы привычных стереотипов и ограниченных взглядов на проблему, медиатор не сам консультирует их, а рекомендует им обра­титься к специалистам за юридической, психологической или финансо­вой консультацией для более эффективного продолжения медиации.

Оценка и выбор решений

Основываясь на высказанных идеях, медиатор помогает сторонам выделить те решения, с которыми согласны обе (или более) стороны. Он проводит «тестирование реальности», т.е. вместе со сто­ронами прослеживает последствия реализации этих решений, сравни­вая их с ожидаемыми и желательными для каждой из сторон. Если на этой стадии или на предыдущий происходит взрыв эмоций или обсуж­дение становится неконструктивным, медиатор может предложить сторонам поговорить с каждой из них раздельно. Он может обсудить с ними ту информацию, которую они не хотят выносить на совместную сессию, провести более жесткое тестирование реальности и обсудить несоответствие стиля поведения стороны ее истинным интересам. Происходящее в такой раздель­ной встрече конфиденциально и может быть передано второй стороне только с согласия или по желанию первой.

6. Достижение соглашения

Медиатор помогает сторонам достичь взаимовыгодного соглашения и оформить его документально. Стороны долж­ны обсудить, что произойдет, если одна из сторон нарушит соглашение. Это должно также быть одним из пунктов окончательного соглашения. Чтобы соглашение было жизнеспособным, оно должно быть конкрет­ным, ясным, реалистичным, однозначно понятым обеими сторонами.

В случае слишком быстрого завершения медиации (иногда потому, что стороны просто хотят быстрее закончить, так как торопятся или устали), тогда, когда стороны радуются из-за успешного взаимодейст­вия, медиатор может выступать в роли замедлителя процесса.

Функции медиатора

1. Оценщик конфликта - в этой роли посредник должен обдуманно и тщательно изучить все измерения спора с точек зрения каждой из спорящих сторон.

2. Активный слушатель - в этой роли посредник должен слушать ак­тивно, с тем, чтобы усвоить как содержательную, так и эмоциональную составляющую. Активное слушание включает в себя следующие компо­ненты:

- обеспечить обратную связь говорящему, чтобы удостовериться, что другая сторона услышала и поняла его;

- отделять эмоции от содержательных вопросов спора;

- замечать, раскрывать и доискиваться до истинных интересов сто­рон;

- допускать выражение гнева, если оно конструктивно;

- устанавливать, когда стороны чувствуют несправедливость или принуждение к соглашению;

- устанавливать, когда сторонам нужна дополнительная информация, кон­сультации или время подумать.

3. Беспристрастный организатор процесса - в этой роли посредник имеет несколько обязанностей:

- задавать тон процесса;

- помогать сторонам в достижении процедурных соглашений;

- поддерживать корректных отношений между сторонами в рамках процесса;

- обеспечивать и поддерживать психологическую удовлетворенность сторон.

4. Генератор альтернативных предложений - в этой роли посред­ник может помочь спорщикам найти иные решения, которые в конеч­ном итоге могут послужить спасению репутации стороны.

5. Расширитель ресурсов - посредник снабжает участников спора информацией или помогает им найти необходимую информацию, но при этом он не дает советов сам.

Что касается юридических вопросов, посредник должен быть очень осторожен, чтобы не давать каких-либо юридических толкований, разъяс­нений или советов, особенно, если посредник - юрист. Адво­кат, выступающий в роли посредника, ни в коем случае не должен давать спорщикам советов по юридическим вопросам. Вся предлагаемая информация должна представлять собой только действительные факты и не зависеть от всякого рода побочной инфор­мации, уточнений, интерпретаций или каких-либо посторонних резуль­татов.

6. Испытатель реалистичности и выполнимости предложений - в этой роли посредник выступает как бы «адвокатом дьявола» - защищает менее приемлемую позицию или позицию другой стороны, испыты­вая аргументированность каждой позиции, отстаиваемой в ходе спора. При этом нужно быть осторожным, чтобы спорящая сторона не истолковала превратно такие вопросы, чтобы ей не ка­залось, что посредник расположен к позиции, противоположной ее собственной.

7. Помощник в выработке сторонами окончательной договорен­ности - в этой роли посредник должен удостовериться, что спорящие стороны точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулиро­вании. Стороны, кроме того, должны быть полностью согласны с усло­виями соглашения и способны выполнить свою часть договоренности так, чтобы урегулирование не было нарушено. Только таким образом стороны смогут достичь устойчиво­го удовлетворения от соглашения и процесса переговоров.

8. Обучающий процессу партнерских переговоров - в этой роли посреднику надо обучить стороны думать, действовать и вести перегово­ры с установкой на сотрудничество. Большинство участвующих в споре не знают, как вести переговоры с такой установкой. Они зачастую выступают с ложных позиций, пы­таются применить «переговорные уловки», задействовать «фальшивые эмоции», чтобы затравить противника или заставить его принять их позицию. Эффективное посредничество помогает сторонам достигнуть проч­ного урегулирования, в котором удовлетворены или хотя бы учтены все их возможные интересы.

 

Достоинства медиации

Посредничество проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и посредником. Посредник обязан держать в секрете всю информацию. Посредничество - частное дело, оно позволяет быть искренним и сохраняет репутацию и реноме, не делается никаких публичных записей, если только сторонам не по­надобится довести свое соглашение до рассмотрения в судебном по­рядке, как, например, при разводе.

Посредничество - это процедура разрешения спора, при котором вы управляете и владеете как самим процессом, так и его результатом - соглашением, ничего не решается без вашего согласия.

Посредничество нацелено на удовлетворение интересов каждой из сторон и обычно приводит к ситуации обоюдного выигрыша для каждой стороны. Посредничество ориентировано скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем прямо на юридические законы прецеденты и правила.

Посредничество относительно непродолжительно и тем не менее, поскольку сторонам выгодно придерживаться того, о чем они догово­рились добровольно, имеет высокий уровень надежности.

Риск посредничества минимален, поскольку каждая сторона в лю­бой момент может отказаться от процесса.

Оно справедливо и может обойтись дешевле, чем другие процедуры разрешения споров.

Для успешного ведения переговоров с участием посредника необ­ходимо, чтобы стороны:

· имели желание разрешить проблему;

· были готовы попытаться сделать это совместно;

· делились необходимой для разрешения ситуации информацией;

· были гибкими, не застопоривались на начальных позициях;

· уважительно относились к ценностям и интересам друг друга;

· осознавали свои истинные интересы и могли отличить их от сию­минутных желаний и позиций;

· понимали последствия и альтернативы в случае срыва переговоров;

· были способны отделять эмоции, оценки, интерпретации от объек­тивных фактов;

· могли генерировать разнообразные и разноплановые предложения и анализировать последствия их воплощения;

· сформулировали реалистичное, выполнимое, долгосрочное согла­шение, удовлетворяющее все стороны и т.д.

 

Недостатки медиации

Посредничество неэффективно, когда медиатор не может заставить участников спора воспользовать­ся посредничеством или хотя бы попытаться это сделать. Посредниче­ство - добровольный процесс, ни одну сторону нельзя принудить к посредничеству, продолжать посредничество или согласиться с его результатом.

Этот недостаток, однако, является одной из сильных сторон посредни­чества, поскольку означает, что стороны сами контролируют свое будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбит­ры, которые, конечно, не могут обладать полными сведениями и представ­лениями обо всех фактах и подоплеке спора между сторонами.

Анализ характера взаимодействия с посредником, хода переговоров и их эффективности при разрешении коммерческих споров показывает, что на уровень сопротивления посредни­честву прежде всего влияют:

· относительно постоянные переменные - статус и характер функ­циональных обязанностей,

· опыт работы в данной сфере или на данной должности (наибольшие трудности встречаются в работе с сотрудниками с небольшим опытом, которые опасаются уронить свой авто­ритет и стремятся доказать свою компетентность);

· уровень образования (в целом бо­лее высокий уровень образования, а главное интеллекта, способствует успеху медиации);

· личностные особенности, в частности, установка на власть, харак­тер;

· возраст, пол (например, медиация легче воспринимается молодыми от 18 до 22 лет, а также людьми от 30 лет до 60 лет; женщины воспринимают медиацию более благоприятно, чем мужчины);

· профессиональная деформация (сопротивление медиации на­блюдается в выраженной форме в ряде профессий, в том числе у юристов и учителей; с другой стороны, после некоторой работы учителя нередко становятся активными апологетами этого метода);

· прошлый опыт, степень приверженности старым методам (успеш­ное использование проверенных ранее методов тормозит экспериментирование, лишает мотивации на поиск новых возможностей; напротив, опыт, говорящий о том, что старые методы не срабатывают, способствует успеху медиации).

· отношение к медиатору;

· особенности ситуации и ее восприятие (ситуация может быть застарелой, затрагивающей глубоко нарушенные отношения, может восприниматься как безнадежная или, напротив, оцениваться слишком оптимистично и т.д.).

Сейчас, в период особенно высокой правовой неопределенности, изменения и недостаточной проработанности юридических нормати­вов в целом ряде областей деятельности, использова­ние медиационных процедур может не только облегчить разрешение проблем, но и обеспечить значительное моральное удовлетворение всех участников. Подобные соображения, например, нередко являются одним из стимулов уча­стия в медиационной практике американских юристов, которые работают медиаторами зачастую бесплатно, просто «для души».

Эти аспекты медиации чрезвычайно важны для юристов, так как они постоянно подверга­ются значительному риску профессиональной деформации. Она может приводить к неблагоприятному изменению характера, невротизации, су­жению поля сознания и формированию тенденции действовать в рамках динамического стереотипа в качестве психологического защитного меха­низма в ответ на экстремальную сложность и ответственность условий деятельности. Это снижает возможности профессиональной и человече­ской самореализации. Таким образом, осознанное применение медиационных процедур может послужить эффективной психологической зашитой от профессионального «выгорания».

5. ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: