Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 —1716)

Лейбниц родился в Лейпциге в семье профессора морали местного университета. Редкие способности уже в школьные годы проявились в том, что мальчик увлекался и логикой с ее довольно скучными для большинства других детей описаниями законов и правил мысли. В 20 лет защитил 2 диссертации: одну по комбинаторике, другую по юриспруденции. Но в университете не остался, а поступил на службу к министру Майнцского курфюршества, занимал там должность министра иностранных дел. Был направлен в Париж в качестве посланника. Провел там около 4 лет. Это был самый продуктивный период его жизни, он изобрел счётную машинку, которая могла извлекать корень, изобрел дифференциальные исчисления, был избран членом Лондонского королевского общества. Возвратившись, прочитал «Опыт…» Локка, после написал книгу «Новые опыты о человеческом разуме», критикующую Локка. Но когда Лейбниц дописал свою книгу, Локк умер, и Лейбниц не стал её публиковать. За свою жизнь написал около 15 000 писем. Лейбниц очень легко менял свои идеи и понятия, мог написать сначала одно, а через неделю совсем другое по одному и тому же вопросу.

Лейбниц не согласен, что нет врожденных знаний. Действительно, нет такого врожденного знания, которое можно было бы найти у маленьких детей, но у них есть предрасположенность: при самых случайных воздействиях природы в любой ситуации ребёнок придет к одним и тем же идеям. Сравнивает сознание ребёнка с глыбой мрамора, которая всегда раскалывается по прожилкам. Такие понятия Лейбниц называл априорными, к ним относятся понятия времени, пространства, причинности, они есть у каждого человека. Есть так же апостериорные понятия – из опыта.

Вопрос генезиса: как такое сформировалось?

Монадология у Лейбница. Монада – некая квазичастица, не имеющая размеров, нематериальная, духовная. Монада обладает перцепцией – склонностью воспринимать и интенцией – стремлением. Мир создан Богом из монад (монады тоже созданы Богом), и они двигаются в полной гармонии друг с другом, это называется предустановленной гармонией.

Идея активности материи: у монад есть интенция – стремление, то есть в основе мира лежит стремление.

Животное – сложная монада, человек – другая сложная монада. Сознание животного ниже сознания человека, так как в нем не отражается образ Бога. Человек отражает в себе некоторые принципы Божественного бытия. Он как монада общается с Богом как с монадой всех монад. В смутном виде в сознании человека заложены принципы, в сознании человека есть нечто, имеющее божественную природу.

Лейбниц считал наш мир лучшим и ничего лучше придумать нельзя, мир превосходит все пожелания наимудрейших. (Вольтер в Кандиде издевается над этим утверждением, говорит, что какой-то немец сказал, наш мир лучший из миров.)

Лейбниц привел несколько доказательств бытия Бога и бессмертия души.

 

Французские материалисты ХVIII века.

Основными представителями материализма в ХVIII веке являются Ламетри (основные работы «Человек-машина», «Человек-растение»), Дидро («Философские мысли», «Мысли к истолкованию природы», «Философские принципы относительно материи и движения»), Гельвеций («Об уме», «О человеке»), Гольбах («Система природы»). Каждый из них придерживается той точки зрения, что в мире не существует ничего, кроме материи. Ламетри пытается доказать это положение, обращаясь к сенсуалистической гносеологии. Чувства с несомненностью свидетельствуют нам о существовании материи. О существовании же бестелесных субстанций чувственный опыт нам ничего не говорит, а раз это так, то разумно предположить, что они просто не существуют. Дидро доказывает этот тезис, исходя из анализа свойств самой материи. Основное свойство материи – протяжённость в длину, ширину и глубину, а следовательно, и всё, что с этим связано: величина, фигура, положение. Но протяжённость не единственное свойство материи, ей также присущи чувствительность и движение. Исходя из этого, Дидро делает вывод, что для объяснения мышления достаточно одной только материи и нет необходимости предполагать наличие особых бестелесных сущностей.

Материя несотворена, вечна, она – причина самой себя. Материя слагается из мельчайших частиц – молекул. Они различны по своим свойствам и способам действия, поэтому материя разнородна. Дидро говорит, что молекулу следует рассматривать как средоточие трёх родов действий: силы тяжести, внутренней силы, свойственной её природе, и действия всех других молекул на неё. Соединение этих действий обеспечивает движение и «всеобщее брожение во вселенной». Движение – способ существования материи. Согласно Дидро, абсолютный покой – абстрактное понятие, в природе его не существует.

Исходя из этих общих принципов, материалисты строят учение о человеке. Человек не обладает двойственной природой. «Душа – лишённый содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит», – говорит Ламетри. Человек – чисто физическое существо, видоизменение материи. «Человеческое тело – заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения». Мышление, доказывал Ламетри, зависит от устройства мозга, болезней, возраста и пищи. В основе всех мыслей и действий лежит физическая чувствительность. Никакого врождённого знания нет. Все идеи происходят от ощущений. Гольбах считал, что люди считают врождёнными те идеи, происхождение которых забыто. Умственные операции сводятся к наблюдению сходств и различий между чувственными восприятиями, поэтому всякое суждение является определённым результатом испытанных ощущений. Дидро предполагал, что восприятия, поставляемые чувствами должны контролироваться разумом и экспериментом, поэтому три главных средства исследования природы: наблюдение, размышление, эксперимент.

Теория познания Канта (вещь в себе, априорные формы чувственности, категории рассудка, космологические антиномии).

Вещь в себе.

Важнейшее понятие кантовской философии. В строгом смысле, означает вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий (при том, что они вполне могут зависеть от условий божественного созерцания). Вещь в себе противоположна явлению, как тому, что с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности. Кант полагает, что понятие о вещи в себе возникает как коррелят понятия явления: доказав, что предметы чувственности в их пространственно-временной форме существуют только в человеческом восприятии, мы одновременно мыслим нечто, что сохраняет свое бытие и помимо восприятия. Это и есть понятие вещи в себе, или самой по себе (ноумена). Тезис о непознаваемости вещей в себе выдвигается Кантом в критический период его философии в связи с исследованием условий возможности априорного синтетического познания. Априорное познание возможно лишь в том случае, если наши понятия содержат в себе условия возможности тех или иных предметов. Вещи сами по себе не могут быть такими предметами (наш рассудок – не божественен). Следовательно их априорное познание невозможно. Но и в опыте вещи в себе нам не даны. Все истинные утверждения о вещах в себе (кроме, возможно, тезиса о их бытии) на деле оборачиваются отрицаниями: они вне пространства, вне времени и т.д. Своеобразной лазейкой в мир вещей самих по себе является практическая философия Канта. Моральный закон как единственный “факт чистого разума” свидетельствует о нашей свободе, которая может иметь место только в субъекте как вещи самой по себе, хотя и в этом случае речь не идет о теоретическом познании (не хватает необходимого для этого созерцанияКант полагает, что разделение всех возможных предметов на явления и вещи сами по себе (феномены и ноумены) – необходимое условие преодоления внутреннего столкновения рациональных максим в антиномии чистого разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: