В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин;
- о важности такого феномена духовной культуры, как литература и искусство;
- об искусстве как об особом типе социальной эрудированности и адекватности личности;
- основные культурно-исторические центры;
Уметь:
-самостоятельно анализировать научную литературу;
-осмысливать эстетические явления и процессы, ориентироваться в них;
-осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать;
-применять полученные знания на практике и в профессиональной деятельности;
Владеть:
- навыками работы с художественно-эстетическими материалами, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- основами художественного мышления, навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации о социально-культурных процессах;
- навыками понимания истории русского искусства, её своеобразия и места в системе мировой художественной культуры;
|
|
- навыками оценки культурных достижений человечества на основе знания исторического контекста их создания;
- навыками диалога как способа отношения к культуре и обществу;
- навыками анализа художественного произведения.
Студент специальностей 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, специализация 01 «Фортепиано»,специализация 03 «Концертные струнные инструменты», специализация 04 «Концертные духовые и ударные инструменты», специализация 05 «Концертные народные инструменты», 53.05.05 Музыковедение должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявляя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-3);
- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-6).
Студент специальностей 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.05.04 Музыкально-театральное искусство, специализация 01 «Искусство оперного пения», 53.05.06 Композиция должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявляя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-3).
Темы контрольных работ
Тема контрольной работы выбирается студентом из ниже приведенного списка или предлагается самостоятельно (по согласованию с преподавателем). Приводится список из 30 тем, который может быть легко расширен.
|
|
- Античная мифология и европейская литература (например: Овидий и Шекспир).
- «Метаморфозы» Овидия и европейская живопись эпохи Возрождения.
- Древнегреческий и хеттский эпос: общее, особенное и уникальное.
- Мифология древнего Ирана: от «Авесты» к «Бундахишну».
- «Одиссея» и эпос о Гильгамеше: общее и особенное в раскрытии темы героя и его судьбы.
- Зарождение жанра прения в литературах Древнего Египта и Вавилона. Древнеегипетские, каролингские (Седулий Скотт, Алкуин) поэты и Пушкин.
- Новейшие открытия в этрускологии и современное состояние этой дисциплины.
- Культура индейцев Бразилии в освещении К. Леви-Строса. Столь ли «диким» является первобытное мышление?
- Мифы – древние и современные. Теория М. Элиаде о значении мифа и мифологического мышления для человека ХХ в.
- «Рукописи не горят»? Проблема сохранения фольклора и эпоса малых народов (Сибирь, Азия, Африка) в современных условиях.
- Московско-тартуская семиотическая школа о мифологии народов Ближнего и Дальнего Востока (на примере трудов Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова).
- Сесил Боура о сущности героического эпоса и этапах его эволюции.
- В. Н. Топоров о сущности образа мирового дерева в культурах древности и Средневековья.
- К. С. Льюис о «первичном» и «вторичном» эпосе.
- С. С. Аверинцев о синтезе библейского и эллинского начал в европейской культуре.
- Историзм Библии. Ветхий Завет.
- Историзм Библии. Новый Завет.
- Ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве (с уточнением автора и темы).
- Новозаветные сюжеты в европейском искусстве.
- Античные сюжеты в классицистском преломлении. Ролан Барт о художественном и философском своеобразии «Федры» Ж. Расина.
- Своеобразие логико-философских учений буддизма II – VII вв. (на материале трудов Ф. И. Щербатского).
- Возникновение раннехристианского искусства и его древнейшие образцы.
- Живопись палеолитических пещер и ее влияние на современное искусство (П. Пикассо).
- «Энеида» Вергилия и ее влияние на последующий европейский роман.
- М. М. Бахтин о жанре мениппеи и возникновении европейского романа.
- Эволюция образов автора и персонажей в древнекитайской литературе (по трудам Б. Л. Рифтина).
- Боги и люди Вавилонии (по трудам И. С. Клочкова).
- Древнейшая прото-философия (по трудам Г. Франкфорта и Вяч. Вс. Иванова).
- Е. М. Мелетинский о поэтике мифа.
- Абстракционизм С. Дали, его истоки и эстетическое своеобразие.